Докдад начальника управления организации и обеспечения деятельности федеральных архивов Росархива А.В.Грошева на заседании НМС архивных учреждений Северо-Западного федерального округа

Страница для печативерсия PDF

Государственные услуги федеральных архивов:
современное состояние и перспективы повышения качества и доступности

Информационное сообщение о заседании Научно-методического совета (НМС)
архивных учреждений Северо-Западного федерального округа
(г. Мурманск, 18–22 июня 2012 г.)

 

На состоявшейся в марте нынешнего года в Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации международной конференции «Развитие государственного управления в России», где мне довелось присутствовать, министр экономического развития Российской Федерации Эльвира Набиуллина подтвердила неизменность выбранного руководством страны курса на создание так называемого «сервисного государства», как особой формы организации исполнительной власти с аппаратом управления, оказывающим услуги населению и системой гарантий достойного жизнеобеспечения человека. По ее мнению лишь в этом случае государство наиболее быстро, четко и качественно может справляться с реализацией своей социальной функции, заключающейся не только в защите уязвимых категорий населения (пенсионеров и инвалидов), но и в обеспечении высокого качества жизни всех его граждан, создании условий для роста их самостоятельности и предприимчивости.

И хотя она уже не является членом Правительства движение России по пути к сервисному государству является очевидным, подтверждением чему служат внедряемая система оценки эффективности госорганов, проведение реформы госслужбы, ориентирующей чиновников на результат и повышение их ответственности за нарушение порядка и срока рассмотрения обращений, регламентация и стандартизация госуслуг, внедрение электронного правительства с переходом к предоставлению государственных и муниципальных услуг в электронном виде; создание механизма досудебного обжалования действий и решений государственных и муниципальных органов, а также; реализация ряда системных мер по борьбе с административными барьерами.

В настоящее время сфера государственных услуг является одним из наиболее активно развивающихся в России сегментов сервисного государства, что нашло законодательное воплощение во всем нам известном Федеральном законе от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», а также в целом ряде других нормативных правовых актов, принятых в его развитие и направленных в своей совокупности на формирование качественно новой системы взаимодействия граждан и государства в процессе предоставления услуг населению.

Итак, в настоящий момент в Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг (функций) уполномоченным органом по ведению этого информационного ресурса (т.е. Минэкономразвития России) внесено более 840 государственных услуг (функций). Первоначально при формировании в него были включены также 12 услуг (функций) Росархива, но после уточнения понятия «государственная услуга», последовавших затем согласований и утрясок Минэкономразвития согласилось сократить их число до трех, носящих действительно публичный характер и оказываемых конкретным юридическим и физическим лицам, а не государству и обществу в целом. Две из них можно назвать профильными. Первая – это:

– «организация информационного обеспечения граждан, органов государственной власти, местного самоуправления, организаций и общественных объединений на основе документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов»; вторая – «организация исполнения запросов российских и иностранных граждан, а также лиц без гражданства, связанных с реализацией их законных прав и свобод, оформлению в установленном порядке архивных справок, направляемых в иностранные государства».

Еще одна является типовой, обязательной для всех федеральных органов исполнительной власти – по приему граждан, обеспечению рассмотрения их письменных и устных обращений. Таким образом, очевидно, что все три названные услуги в сущности являются одной и той же, отличающейся лишь различным набором и последовательностью проведения административных процедур.

Знаю, что многим архивным органам субъектов Российской Федерации повезло значительно меньше – соответствующие уполномоченные структуры  внесли в региональные реестры ощутимо большее число услуг (функций), относящихся к архивному делу.

Также впрочем, как это пришлось сделать и самому Росархиву при формировании в рамках реализации Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» ведомственного перечня государственных услуг (работ), оказываемых (выполняемых) подведомственными федеральными государственными учреждениями в качестве основных видов деятельности. В него мы были вынуждены включить всё, что предусмотрено уставными документами федеральных архивов, в том числе работы по обеспечению сохранности и учету, комплектование, согласование нормативных документов, регламентирующих деятельность архивных и делопроизводственных служб организаций, научное описание и создание справочно-поисковых средств, работу по защите государственной тайны и организацию рассекречивания, обеспечение доступа к архивным документам и справочно-поисковым средствам к ним, проведение информационных и научно-практических мероприятий. Потому что только это позволяет предусматривать финансовые затраты на их выполнение в расчете бюджетной субсидии на выполнение государственного задания, устанавливаемого архивному учреждению, в случаях когда оно является бюджетным.

Такое несоответствие, вызванное тем, что разработанный Минэкономразвития 210-й федеральный закон ориентирован в первую очередь на органы исполнительной власти и местного самоуправления, а 83-й, подготовленный Минфином, – на подведомственные им учреждения, а также тем, что в современной управленческой практике оказался утерянным критерий различия функций государственного управления и государственных услуг, конечно вносит определенную путаницу в окончательное решение вопроса: а что же все таки следует считать государственными услугами в сфере архивного дела, а что функциями?

Мнения тут могут быть самые разные, но, как представляется, никто из архивистов не будет отрицать обязательность включения в их число информационного обслуживания пользователей на основе документов Архивного фонда Российской Федерации, а также организацию допуска к архивным документам и средствам их поиска. Рассмотрением их я и ограничусь в сегодняшнем выступлении.

В соответствии с Положением организация информационного обеспечения отнесена к числу основных полномочий Росархива, а соответствующие функции по исполнению запросов юридических и физических лиц закреплены в уставах федеральных архивов и осуществляются согласно утвержденным Минкультуры России и зарегистрированным Минюстом России административным регламентам, переработанным в соответствии с требованиями 210-го Федерального закона и постановления Правительства Российской Федерации от 16 мая 2011 г. № 373 «О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг». В результате этого были установлены стандарты предоставления государственных услуг, а также уточнены административные процедуры и административные действия при их оказании. Как представляется, реализация положений обновленных административных регламентов позволит оптимизировать и упорядочить процесс взаимодействия Росархива с заинтересованными органами государственной власти и органами местного самоуправления, организациями и гражданами при предоставлении названных госуслуг, исключив избыточное администрирование, а также обеспечить сокращение сроков предоставления и повышение качества и доступности.

Для проведения их объективной оценки в рамках реализации 83-го федерального закона разработан, но пока еще не утвержден, соответствующий Перечень показателей качества государственных услуг.

Несомненно по этому направлению деятельности приоритетным для нас, как и для архивов иных уровней, является исполнение запросов, связанных с социальной защитой и конституционными правами российских граждан. Интересно, что если ежегодный объем таких запросов, поступающих в федеральные архивы в течение последних лет остается примерно на одном и том же уровне в районе 30 тыс., то число запросов поступающих непосредственно в Росархив ежегодно увеличивается в среднем в 1,5 раза, достигнув в 2011 г. 11 тыс. обращений граждан и запросов организаций.

Кстати, примерно та же картина перманентного роста их поступления в государственные и муниципальные архивы субъектов Российской Федерации, обусловленная как увеличением объемов документов по личному составу, поступающих в них на хранение, так и принятием на федеральном и региональном уровнях новых нормативных правовых актов, связанных с пенсионным обеспечением и социальной защитой граждан, требующих дополнительного подтверждения соответствующих фактов архивными справками, наблюдается на протяжении последних лет и в целом по Российской Федерации. Так, если всего в названных архивах в 1994 г. было исполнено чуть больше 700 тыс. запросов, то в 2003 г. уже 1,8 млн., а в 2011 г. более 4,0 млн.

К сожалению, таким же стабильным, как и поступление сохраняется доля запросов, исполненных федеральными архивами в установленный законодательством месячный срок, – всего около 60%. Для сравнения: в 2010 г. 96% запросов социально-правового характера исполнено государственными и муниципальными архивами субъектов Российской Федерации своевременно. По архивным учреждениям Северо-Западного федерального округа этот показатель хотя и немного меньше (90%), но все равно заметно превышает аналогичный показатель федеральных архивов.

Число запросов, поступающих в архивные учреждения, и трудозатраты на их исполнение каждый год растут, что создает проблему их своевременного исполнения. Основные причины этого – недостаточная кадровая обеспеченность, возрастание сложности и тематического разнообразия запросов, требующих серьезных исследований с использованием большого массива не только документов по личному составу, но и управленческой документации.

В целом не вполне удовлетворительная ситуация на этом направлении требует от Росархива принятия комплекса мер по совершенствованию справочной работы, как административного, так технологического характера.

К числу первых можно отнести разработку ВНИИДАД по заказу Росархива Методических рекомендаций по исполнению запросов социально-правового характера, которые в самое ближайшее время будут размещены на сайте Росархива для использования всеми заинтересованными архивами, а также предполагаемое существенное увеличение бюджета рабочего времени на исполнение социально-правовых запросов за счет перераспределения общей штатной численности работников федеральных архивов в интересах тех из них, кто наиболее загружен справочной работой. В этих целях Росархивом в настоящее время ведется работа по анализу расчетных частей к планам федеральных архивов с тем, чтобы выявить внутренние кадровые резервы, поскольку федеральными законами о бюджете ежегодно подтверждается запрет Правительству увеличивать штатную численность федеральных бюджетных учреждений, к каковым относятся и федеральные архивы. К слову, региональные государственные и муниципальные архивы в этом отношении оказались в лучшем положении, поскольку администрации рядя субъектов Российской Федерации, откликнувшись на направленное в октябре 2009 г. Росархивом письмо с просьбой принять необходимые меры для обеспечения этого участка работы, либо выделили на эти цели дополнительные финансовые средства, либо привлекли дополнительные кадровые ресурсы.

Как известно, одним из основных средств, призванным заметно повысить качество и доступность госуслуг, признан их перевод в электронный вид. В настоящее время Правительством Российской Федерации приняты решения по созданию условий, обеспечивающих переход на оказание качественных и доступных государственных услуг населению с использованием современных телекоммуникационных технологий. В частности, нормативно определена и технически реализована возможность предоставления с 1 января 2012 года 74 приоритетных государственных услуг в электронном виде; федеральная государственная информационная система «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» определена единым информационным ресурсом в сети Интернет, обеспечивающим предоставление государственных и муниципальных услуг в электронном виде. Федеральными органами исполнительной власти, в том числе и Росархивом, на Едином портале размещены необходимые формы заявлений и иных документов для их использования в электронном виде при получении от них государственных услуг (функций).

Вместе с тем, несмотря на принятые меры, пока не удалось достичь целевых параметров, заданных Государственной программой «Информационное общество (2011–2020 годы)», согласно которым не менее 20% в общей численности населения, т.е. около 28 млн. граждан Российской Федерации, на начало 2012 года должны были пользоваться преимуществами получения государственных услуг в электронном виде.

По информации Минкомсвязи России, в апреле текущего года на Едином портале было зарегистрировано только около 2 млн. пользователей, готовых получать государственные услуги в электронном виде. При этом из поступивших в марте нынешнего года в федеральные органы исполнительной власти (31 министерство и ведомство) 6,6 млн. заявлений только 5 процентов было получено в электронном виде, при этом менее половины с использованием Единого портала. С начала текущего года в Росархив через названный портал обратилось менее десятка человек.

Основными причинами низкой активности использования гражданами государственных информационных ресурсов в сети Интернет, по мнению Правительства, являются сложности в регистрации, оформлении, получении и предоставлении электронных документов на ведомственных сайтах и Едином портале, а также соответствующей навигации по ним при получении государственных услуг (функций) в электронном виде. Кроме того, указанные информационные ресурсы, в том числе Единый портал, не всегда стабильно и надежно функционируют. В ходе их работы нередко возникают системные и технические ошибки, устранение которых занимает много времени. Несмотря на неоднократные поручения Правительства Российской Федерации, федеральным органам исполнительной власти не удалось добитьсяединообразия в размещаемой на ведомственных сайтах и Едином портале информации о порядке предоставления услуг, а также ее соответствия действующим административным регламентам и Федеральному реестру.

Отсутствие действенного контроля за работой ведомственных сайтов и Единого портала; единых требований к информации и форматам данных, размещаемым на нем; типового стандарта государственных услуг (функций) в электронном виде; интерактивного механизма гибкой обратной связи министерств и ведомств с пользователями как по вопросам оперативного устранения выявленных недостатков, так и по качеству и доступности предоставляемых государственных услуг (функций) в электронном виде, не позволяет гражданам Российской Федерации использовать возможности государственных информационных ресурсов в сети Интернет в полном объеме.

Такова общая картина. А если брать конкретно Росархив, то функционирующий с января 2001 г. официальный сайт Федерального архивного агентства, размещенный на портале «Архивы России», содержитподробную информацию о Росархиве и его деятельности, в том числе об оказываемых им самим и подведомственными ему федеральными архивами госуслугах. Войдя в специальный раздел «Обращения граждан», все желающие могут, заполнив соответствующую форму, обратиться в Росархив в электронном виде. Что касается стабильности функционирования официального сайта Росархива, то время от времени проблемы чисто технического характера конечно возникают. Так, например, в 2010 г. в связи с размещением цифровых образов документов по Катыни в течение двух дней подряд к сайту обращалось одновременно около 2 млн. человек, что естественно привело к сбою в его работе, который удалось ликвидировать лишь спустя какое-то время. Разумеется, спрогнозировать такой взрыв интереса к историческим документам было сложно, но для себя мы сделали необходимые выводы – приобрели новые более мощные сервера.

В целом же статистика свидетельствует о стабильном росте его популярности у граждан, что нашло отражение в почти четырехкратном увеличении числа его уникальных посетителей росте за последние пять лет. Портал «Архивы России» (в т.ч. официальный сайт Росархива) по итогам общественного мониторинга на предмет информационной открытости сохраняет достойное 5-е место среди сайтов федеральных органов исполнительной власти.

Возможности по приему заявлений в электронном виде имеются и на официальных интернет-сайтах федеральных архивов. Беда только в том, что, к сожалению, в настоящее время 6 из них собственных сайтов не имеют. В связи с этим поставлена задача в рамках реализации федеральной целевой программы «Культура России» в 2012 г. разработать требования к типовому сайту федерального архива, заложив возможность получения через него запросов граждан и организаций, а также отправки ответов на тематические запросы, включая цифровые копии архивных документов, и на ее основе провести работу по созданию и/или модернизации сайтов всех федеральных архивов.

Другим аспектом перехода архивов к оказанию услуг в электронном виде является внедрение электронного документооборота и электронного взаимодействия с заинтересованными государственными и негосударственными структурами, и прежде всего с Пенсионным фондом, непосредственно из территориальных органов которого в архивы поступает от 30% до 70% в зависимости от региона общего количества социально-правовых запросов граждан.

Как вы знаете, для решения данной задачи ПФР и Росархив разработали Примерное соглашение об информационном взаимодействии между отделениями ПФР и органом управления архивным делом субъекта Российской Федерации, в целях обмена юридически значимыми документами социально-правового характера в электронной форме для установления и выплаты пенсий и других социальных выплат. В январе 2011 года совместным письмом ПФР и Росархива соглашение было направлено во все субъекты Российской Федерации. В результате по имеющимся неполным данным почти в половине из них такие соглашения уже заключены. По Северо-Западу – это Карелия, Калининградская, Новгородская и Псковская области. Правильно? Никого не забыл? Полагаю, что в запланированных выступлениях на эту тему коллеги из названных регионов поделятся накопленным опытом в этом вопросе.

Внедрение обмена электронными документами между отделениями Пенсионного фонда Российской Федерации и органами управления архивным делом субъектов Российской Федерации упрощает получение заявителями государственных услуг, делает обслуживание населения более качественным и доступным, сокращает сроки исполнения запросов, поэтому очень жаль, что в Мурманской области местное отделение ПФР, ссылаясь на изменения в 210-ом законе, отказалось в прошлом году от заключения соглашения об информационном взаимодействии.

Росархив также не заключал такого соглашения с ПФР, но это объясняется только тем, что лишь очень небольшая часть запросов поступает в федеральные архивы из пенсионных органов. В то же время для улучшения взаимодействия с Управлением Президента Российской Федерации по работе с обращениями граждан и организаций подписано соглашение об их передаче в Росархив с использованием функционирующей на федеральном уровне системы межведомственного электронного документооборота (МЭДО). В дальнейшем эта практика будет распространена также на передачу из МИД России запросов граждан, поступивших из-за рубежа.

Наконец, важным мероприятием, направленным на повышение эффективности деятельности Росархива и федеральных архивов, расположенных в Москве, по организации информационного обеспечения на основе документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов, оптимизации оказания государственных услуг станет создание в текущем году Справочно-информационного центра федеральных государственных архивов. В организационном плане это будет структурное подразделение Российского государственного архива научно-технической документации со штатной численностью 12 человек.

Центр предполагается оснастить необходимым техническим оборудованием, в том числе оптоволоконными средствами связи с Росархивом и федеральными архивами, что позволит осуществлять полный контроль со стороны Росархива за ходом исполнения запросов в федеральных архивах на всех этапах их прохождения. Также в нем предусматривается создание отвечающего самым современным требованиям Колл-центра с возможностями общения по всем существующим видам телекоммуникационных каналов, как то телефону, электронной почте, факсу и другим, а также создания почтовых очередей, ведения клиентской базы, идентификации обращений клиентов в автоматическом режиме, сервиса отправки уведомлений и т.п.

Деятельность Центра, в первую очередь, должна быть обеспечена получением от федеральных архивов информации о местах хранения документов по личному составу, хранящихся в них самих и ведомственных архивах, источниках их комплектования, которая будет структурирована в соответствующую Базу данных по аналогии с теми, какие созданы уже, наверное, практически во всех регионах России.

В настоящее время, работа Центра не предполагает внедрения в его деятельность принципа «одного окна», т.е. направление (выдача) ответов заявителям будет производиться самими федеральными архивами. Однако, в будущем, при наработке возможностей обмена документной информации в электронном виде между Центром и федеральными архивами, задействованными в исполнении запросов заявителей, не исключен переход Центра к организации его работы в более удобном для граждан режиме «одного окна».

В результате реализации задач, поставленных перед Центром, фактически сформируется единый порядок обращений заявителей для получения интересующей их информации, сбора, обработки, накопления, хранения, поиска и распространения информации, необходимой для исполнения обращений заявителей в федеральные архивы.

Завершая эту часть своего выступления хочу сказать, что государственные услуги федеральных архивов в части информационного обеспечения не исчерпываются исполнением одних только социально-правовых запросов. К ним с полным основанием можно также отнести предоставление архивной информации по документам и копий документов органам государственной власти и местного самоуправления в целях осуществления ими своих властных полномочий. В числе основных и постоянных ее потребителей – Администрация Президента, Аппарат Правительства, Следственный комитет, Счетная палата, федеральные министерства и ведомства. Из исполненных в 2011 г. федеральными архивами пятнадцати с половиной тыс. тематических запросов таких насчитывается порядка трех тысяч. Остальные, значительную часть которых составляют генеалогические и биографические запросы, как правило исполняются в порядке оказания платных услуг.

Переходя к государственной услуге по организации доступа к документам федеральных архивов и средствам их поиска, хочу напомнить, что на федеральном уровне он регламентируется Федеральным законом от 22.10.2004 № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации», «Правилами организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов в государственных и муниципальных архивах, музеях и библиотеках, организациях Российской академии наук» и «Правилами работы пользователей в читальных залах государственных архивов Российской Федерации». Последний из названных нормативных актов, утвержденный еще в 1998 г., требует кардинальной переработки с учетом реалий сегодняшнего дня. ВНИИДАД по заказу Росархива подготовил проект новых Правил работы пользователей в читальных залах теперь уже не только государственных, но и муниципальных архивов, который доработан по замечаниям и предложениям архивного сообщества и после рассмотрения коллегией Росархива в конце текущего года будет направлен в установленном порядке на утверждение и государственную регистрацию.

Параллельно с этим, поскольку проект Правил устанавливает лишь права, обязанности и ответственность пользователей при работе с архивными документами в читальных залах, а вопросов, связанных с порядков их обслуживанием, не касается, Росархиву придется, очевидно, дополнительно разработать соответствующий административный регламент, как это уже сделано в ряде субъектов Российской Федерации.

Традиционно основную роль в обеспечении доступа пользователей к документам федеральных архивов и имеющимся в них информационно-поисковым системам играют читальные залы. Ежегодно в них работают около 14 тыс. исследователей, осуществляющих более 95 тыс. посещений.

Росархив поставил под особый контроль работу читальных залов федеральных архивов, которых на сегодняшний день насчитывается 37 (из них 6 для работы с секретными документами) на 841 посадочное место. Все они в основном отремонтированы, оснащены системами видеонаблюдения, читальными и читально-копировальными аппаратами для просмотра микрофотокопий фонда пользования. Во многих архивах пользователям доступны электронные каталоги, базы данных. Среди наиболее современных, с комфортными условиями для работы, можно отметить читальные залы Российского государственного исторического архива и Российского государственного архива Военно-Морского Флота в г. Санкт-Петербурге, Российского государственного архива литературы и искусства и общий читальный зал ГА РФ и РГАЭ.

Вместе с тем пользователи, работающие в читальных залах, не всегда удовлетворены режимами их работы, сроками и количеством выдаваемых дел, многих не устраивает высокая стоимость копирования архивных документов. Руководство архивов старается идти навстречу пользователям, однако, в связи с увеличением количества пользователей при неизменном количестве сотрудников, обслуживающих читальные залы, довольно сложно решить все проблемы сразу.

В упорядоченной десятилетиями и по-своему консервативной работе читальных залов архивов что-то кардинально менять, на наш взгляд, нецелесообразно. Естественно, продолжится их последовательное техническое переоснащение в пределах имеющихся бюджетных ассигнований, а также совершенствование нормативно-правовой базы деятельности. Дополнительно к этому рассматриваются возможности продления сроков работы читальных залов и сокращение сроков их закрытия в отпускной период до 2 недель.

Вместе с тем, в среднесрочной перспективе в рамках принятой в прошлом году Программы информатизации Федерального архивного агентства и подведомственных ему федеральных архивов на 2011–2020 годы планируется создание современных компьютеризированных читальных залов федеральных архивах на базе терминальной системы информационного обслуживания, разработка программного обеспечения для создания, внедрения и функционирования единого «Электронного читального зала» с «личными кабинетами исследователей», установленного на портале «Архивы России» и обеспечивающего возможность удаленного доступа к ресурсам читальных залов федеральных архивов.

Совершенствование информационно-поисковых систем архивов за счет их автоматизации, создание электронного фонда пользования, размещение архивных информационных массивов в сети Интернет – безусловно, самый перспективный путь расширения доступа пользователей к документам Архивного фонда Российской Федерации.

В последнее время в этом направлении сделано не мало. В частности, с начала нынешнего года на портале «Архивы России» размещена тестовая версия программного комплекса «Центральный фондовый каталог» с информацией о фондах, хранящихся в 12 федеральных архивах. В ближайшем будущем предполагается существенное расширение данного ресурса как за счет сведений о фондах остальных федеральных архивов, так и о фондах государственных архивов субъектов Российской Федерации. Таким образом, будет создан автоматизированный информационный ресурс, позволяющий в электронном виде реализовать одну из основных архивных услуг – предоставление сведений о составе и содержании документов Архивного фонда и местах их хранения. В перспективе предусматривается организация доступа к нему через «Единый портал государственных и муниципальных услуг» – обычным гражданам, а посредством специального веб-сервиса через систему электронного взаимодействия (СМЭВ) – федеральным органам исполнительной власти.

Помимо этого, в настоящее время переведены в электронный формат практически все 34 путеводителя по федеральным архивам, описи на почти 8 млн. дел ГАРФ, РГАЭ, РГАЛИ, многие архивные справочники, отдельные базы данных и электронные каталоги, которые открыты пользователям как в локальном, так и в удаленном доступе. Теперь на повестке дня стоит задача постепенной интеграции созданных в федеральных архивах электронных информационных ресурсов – различных баз данных, за исключением служебных, и массивов электронных образов архивных документов – в единую для всех них информационно-поисковую среду, что безусловно позволит многократно повысить эффективность и доступность оказываемых ими услуг. Поэтому мы в Росархиве с большим интересом присматриваемся к таким регионам, как, например, Тюменская, Самарская и Мурманская области, где реализуются или уже реализованы проекты комплексной автоматизации архивной деятельности с последующей их интеграцией с порталами государственных и муниципальных услуг для того, чтобы изучив передовой опыт, избежать ошибок при внедрении нечто подобного на федеральном уровне.

Хочется надеяться, что практика создания подобных автоматизированных систем в архивах страны станет повсеместной, ибо повышение эффективности оказания ими государственных услуг в установленной сфере деятельности, будет в конечном итоге способствовать повышению качества жизни российских граждан.

Благодарю за внимание.

     © Росархив 2009–2024.
     Условия использования материалов

     Дистрибутивы программ

     Поддержка сайта:
     support@archives.ru

        Журнал 'Вестник архивиста'   Международный совет архивов