Доклад руководителя Федерального архивного агентства А.Н. Артизова на расширенном заседании коллегии Росархива 3 марта 2016 г.

Об итогах работы Федерального архивного агентства
в 2015 году и задачах на 2016 год
Добрый день, уважаемые коллеги!
Представляю вашему вниманию отчет о деятельности Федерального архивного агентства за 2015 год и приоритетных направлениях нашей работы в 2016 году.
В силу известных финансово-экономических обстоятельств, прошедший период был непростым. Финансирование Росархива уменьшилось по сравнению с 2014 годом на 15 %, что отражено на слайде. Это заставило внести коррективы в планы деятельности агентства и подведомственных архивных учреждений, а также с большей бережливостью подходить к расходованию выделяемых бюджетных средств.
В этой связи не могу не отметить, что по итогам исследования уровня прозрачности размещения заказа государственными заказчиками, проводимого ежегодно некоммерческим партнерством «Национальная ассоциация участников электронной торговли» при поддержке Минэкономразвития России, ФАС России и Счетной палаты Российской Федерации, Росархив впервые вошел в число заказчиков федерального уровня, достигших наивысшей оценки – гарантированной прозрачности в сфере закупочной деятельности, заняв 7-е место среди федеральных органов государственной власти.
В целом можно констатировать эффективность и результативность финансово-хозяйственной деятельности Росархива и подведомственных ему учреждений, что подтверждается итогами проведенных в прошлом году Счетной палатой Российской Федерации и Росфиннадзором проверок, не выявивших серьезных нарушений в этой сфере.
К сожалению, наблюдавшуюся в течение 2013-2014 годов положительную динамику роста заработной платы архивистов, сохранить по объективным причинам не удалось. Главная причина – сокращение фонда оплаты труда, который для казенных учреждений целиком состоит из бюджетных средств. А другая единственная возможность роста заработной платы через сокращение штатов – в условиях постоянного роста пользователей архивной информации и увеличения объемов комплектования – опасный путь.
Кстати, в 2015 году агентство и подведомственные архивы перечислили в доход бюджета более 293 млн. руб. за платные услуги, перевыполнив установленный Законом план по доходам на 22 %.
Оплата труда работников федеральных архивов в 2015 году по сравнению с 2014 годом понизилась в среднем на 11,7 %, составив в расположенных в г. Москве учреждениях от 37 до 45 тыс. руб. или от 59 % до 71,2 % от уровня средней зарплаты по столице.
В федеральных архивах, находящихся в иных субъектах Российской Федерации, где средний размер оплаты труда бюджетников гораздо ниже (города Санкт-Петербург, Самара, Владивосток, Ялуторовск), она составила от 24 до 45 тыс. руб. в месяц.
Тем не менее, результаты мониторинга свидетельствуют в целом о стабильности кадрового состава федеральных архивов, что отражено на слайде.
Общая штатная численность федеральных архивов в 2015 году осталась неизменной, что, однако, не исключает продолжения практики ее перераспределения между архивами в зависимости от результатов их работы и достижения ими показателей по объемам и эффективности деятельности.
Значимым событием года, способствующим совершенствованию профессионализма архивистов, повышению их квалификации, выявлению и поддержке наиболее талантливых специалистов, обобщению и распространению передового опыта и лучшей практики архивной работы, стало проведение отраслевого конкурса профессионального мастерства «Лучший архивист России – 2015/16».
По результатам нескольких этапов (в архивах и регионах, на уровне НМС), а также рассмотрения конкурсной документации и видеопрезентаций, жюри Конкурса определило по каждой из пяти номинаций победителей и призеров. Сегодня они находятся в этом зале, им будут вручены дипломы, предлагаю поприветствовать их аплодисментами.
Не могу не сказать о завершении еще одного Конкурса – конкурса работ в области архивоведения, документоведения и археографии, выполненных в 2012-2014 годах. Подведены итоги трехлетней творческой работы архивных учреждений Российской Федерации по подготовке справочно-информационных изданий, публикаций документов, созданию интернет-сайтов, а также разработке научно-исследовательских тем.
Экспертная оценка представленных работ определила их сильные стороны и недостатки, что в конечном итоге нацелено на повышение качества и стимулирование научно-исследовательской и научно-информационной деятельности архивных учреждений.
Практика проведения Росархивом отраслевых конкурсов будет продолжена в последующие годы.
Благодаря стабильному кадровому составу, а также слаженной работе трудовых коллективов, плановые показатели основных направлений деятельности архивных учреждений Российской Федерации выполнены, в том числе показатели эффективности деятельности федеральных архивов.
Сохранена, что очень важно, сеть подведомственных Росархиву учреждений в составе 15 федеральных архивов с одним филиалом, 1 научного и 1 обслуживающего учреждения и существующая организационно-правовая форма.
Несмотря на определенные сложности, успешно интегрировались в систему публичных архивов Российской Федерации архивные учреждения Республики Крым и города Севастополь. Росархив продолжал оказывать им всемерную помощь и поддержку, в том числе в вопросах оснащения компьютерной техникой, проведения обучающих семинаров, реализации совместных выставочных проектов
Остановлюсь на вопросах нормативно-правового регулирования сферы архивного дела, совершенствование которого проходит во взаимодействии с Минкультуры России.
Обсуждение на Совете по архивному делу в Ярославле в сентябре прошлого года показало, что Федеральный закон «Об архивном деле в Российской Федерации» (2004 г.) концептуальных изменений не требует. Лишь незначительный процент его статей нуждается в корректировке и дополнении. Но учитывая необходимость устранения отдельных несогласованностей с нормами иных законодательных актов, архивисты России пришли к общему мнению о разработке законопроекта «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
2 марта текущего года Президент Российской Федерации подписал Закон № 43-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об архивном деле в Российской Федерации». Закон предусматривает оптимизацию и значительное сокращение физических объемов архивного хранения документов по личному составу. Для такого рода документов, созданных после 2003 года, устанавливается 50-летний срок хранения.
Как представляется, это позволит хотя бы частично разгрузить архивные площади, в том числе и в ведомственных архивах федеральных органов исполнительной власти, а также обеспечить сокращение расходов бюджетов всех уровней на содержание такого рода документов.
На протяжении ряда лет Росархив вместе с Минкультуры России предпринимают усилия, направленные на правовое урегулирование взаимоотношений архивных учреждений субъектов Российской Федерации с федеральными органами и организациями, расположенными на их территории.
Подготовлен соответствующий законопроект. Его целью является передача полномочий Российской Федерации субъектам Российской Федерации по решению вопросов хранения, комплектования, учета и использования архивных документов, образовавшихся в процессе деятельности территориальных федеральных органов и организаций, за счет субвенций из федерального бюджета с возможностью делегирования части полномочий органам местного самоуправления.
Состоялись согласительные совещания, в том числе и в Аппарате Правительства. Однако, из-за нерешенности вопроса финансового обеспечения передаваемых на региональный уровень полномочий принятие данного законопроекта тормозится, а вместе с ним и утверждение в установленном порядке «Концепции развития архивного дела в Российской Федерации на период до 2020 года», поскольку мы принципиально считаем неправильным утверждать Концепцию без его урегулирования.
Вы знаете, что долгое время у нас отсутствовали единые правила деятельности архивных и делопроизводственных служб государственных органов, органов местного самоуправления и организаций. В прошлом году они были утверждены и зарегистрированы Минюстом. Сегодня все присутствующие представители министерств и ведомств получили по 2 экземпляра этого долгожданного нормативного акта.
Правила включают в себя целый ряд новаций. На них я останавливаться не буду, полагая, что они будут освещены в выступлении директора ВНИИДАД, М.В. Ларина. Отмечу лишь, что теперь нам предстоит работа по внесению соответствующих изменений и дополнений в основные Правила работы государственных и муниципальных архивов (2007 год).
В отчетный период подготовлены предложения по внесению изменений в Правила делопроизводства в федеральных органах исполнительной власти, позволяющие устранить имевшие место противоречия в ряде позиций действующих Правил, уточнить требования к организации работы с документами.
Вообще, несмотря на отсутствие у агентства соответствующих полномочий, в отчетном периоде пришлось много заниматься вопросами организации ведомственного хранения архивных документов и делопроизводства. И не только в связи с регулярными ликвидациями федеральных органов исполнительной власти.
Продолжалось согласование Росархивом проектов инструкций по делопроизводству, положений о центральных экспертных комиссиях и центральных архивах федеральных органов исполнительной власти, иных нормативных актов по архивному делу (правил, порядков и др.). Всего в течение года процедуру согласования прошли 30 представленных проектов.
Совместно с Банком России к утверждению в установленном порядке готовится «Перечень документов, образующихся в процессе деятельности кредитных организаций, с указанием сроков хранения», который станет хорошим подспорьем нашему основному Перечню типовых управленческих документов (2010 год).
Что касается электронных документов.
Это, как вы понимаете, продукт информационного общества. Основной дилеммой здесь является то, что электронные документы зависимы от технического и программного обеспечения, которые быстро меняются, поэтому возможности сохранить их в неизменном виде на протяжении длительного времени весьма ограничены.
При этом надо учитывать следующие факторы, связанные с электронным документом:
-
его структура сложна и сильно зависит от технологии;
-
его легко создать, изменить, размножить, объединить и распространить;
-
количество электронных документов стремительно возрастает.
Как вы понимаете, вести речь о долговременной сохранности электронных документов имеет смысл только в том случае, если обеспечивается их целостность и аутентичность, что технически непросто реализовать из-за разных причин (выход из строя цифровых носителей, проблемы записи/перезаписи, устаревание устройств и технологий считывания информации и пр.), в том числе из-за неизбежных преобразований.
Международные исследовательские группы разработали и продолжают разрабатывать требования и процедуры, необходимые для обеспечения целостности и аутентичности электронного документа, но фундаментального решения по – прежнему нет.
В последние годы архивы апробировали несколько стратегий обеспечения сохранности. Например, такое как «технологическая сохранность», которая предполагает, что архив принимает на хранение не только сами документы, но и техническое и программное обеспечение, которым они управляются.
Но этот подход имеет свои ограничения, так как поддержка и управление обеспечением, которое постоянно меняется, создает сложные проблемы в будущем. Тем не менее, как представляется, в ряде случаев он может применяться. Во всяком случае, в новых правилах работы архивов государственных органов, органов местного самоуправления и организаций заложен такой подход.
На повестку дня стучится еще одна проблема, которая плохо изучена отечественным архивоведением: архивирование и прием на постоянное хранение сведений из созданных в разных федеральных органах исполнительной власти реестров. Недавно был в Татарстане: коллеги в связи с ведением похозяйственных книг в электронном виде справедливо ставят этот вопрос.
Важное место в деятельности Росархива продолжало занимать выполнение Плана мероприятий по внедрению принципов «Открытого правительства», включая информационную открытость, открытые данные и налаживание механизмов гражданского контроля деятельности Росархива. Важную роль в этом направлении реализовывал Общественный совет при Росархиве, председатель которого, Ефим Иосифович Пивовар, сегодня выступит от имени Общественного совета. Отмечу, что все руководители подразделений центрального аппарата агентства и некоторые директора архивов уже отчитались о проделанной работе перед членами Совета.
Не в этом зале напоминать, что свободный доступ к информации, в том числе доступ к архивным документам – одна из фундаментальных основ существования гражданского общества, важное условие его здорового успешного развития. От того, какие возможности и условия созданы для поиска нужной информации, напрямую зависит авторитет архивов у собственных граждан, на налоги которых они содержатся, а также, не в последнюю очередь, уровень и полнота научных гуманитарных исследований, представления общества об историческом прошлом.
В современной России де-юре и де-факто сложилась свобода доступа к (специально подчеркиваю) открытым, т.е. не секретным архивным документам. После 1991 года рассекречено примерно 10 млн. дел (или около 125 км архивных полок). Работа в данном направлении ведется в постоянном режиме. В 2015 году на открытое хранение переведено свыше 14,7 тыс. дел федеральных архивов, в том числе свыше 8,5 тыс. дел, рассекреченных Межведомственной комиссией по защите государственной тайны.
Эти цифры не учитывают объемы рассекречивания документов, которые выполняются в ведомствах. А у нас только по Центральному архиву Министерства обороны в связи с выполнением приказа Министра о рассекречивании документов Великой Отечественной войны рассекречены сотни тысяч дел.
В целях информирования общественности о результатах работы по рассекречиванию на официальном интернет-сайте Росархива размещена и постоянно пополняется База данных рассекреченных дел и документов федеральных архивов.
Другое необходимое условие расширения доступа к информации – полноценное комплектование архивов новыми документами, являющимися ценной источниковой базой для исторических исследований.
В соответствии с Регламентом государственного учета документов Архивного фонда Российской Федерации проведена паспортизация архивов организаций-источников комплектования государственных и муниципальных архивов, а также федеральных органов и организаций, осуществляющих депозитарное хранение документов Архивного фонда Российской Федерации.
По предварительным данным, в минувшем году государственными и муниципальными архивами на хранение принято около 1,5 млн. ед. хр., в том числе федеральными архивами свыше 140 тыс. дел, а объем Архивного фонда Российской Федерации, как вы знаете, уже превышает 500 млн. ед. хр.
Приведу лишь несколько примеров его пополнения. ГАРФ принял документы в объеме 37 тыс. дел, среди которых материалы Государственной Думы за 1996-1999 гг., Совета Федерации за 1997 год, ряда ликвидированных министерств и ведомств СССР, РСФСР, Российской Федерации, других организаций федерального уровня.
В РГАЛИ приняты на постоянное хранение свыше 18 тыс. дел управленческой документации, в том числе более 12 тыс. из Минкультуры России. На государственный учет поставлено свыше 38 тыс. документов личного происхождения, некоторые из которых представлены на сладах.
Фонды РГАКФД пополнились фотодокументами из личного (кабинетного) архива Е.А.Фурцевой в объеме 2 000 ед. хр.
Вместе с тем не могу не отметить, что в условиях проходящих реорганизаций федеральных органов исполнительной власти все более остро ощущается нехватка площадей архивохранилищ, прежде всего, в ГАРФ. По ряду объективных причин начало строительства нового корпуса этого архива на Бережковской набережной отложено. В то же время получено положительное заключение государственной экспертизы на строительство нового корпуса РГАКФД в г. Красногорске Московской области, подготовлена рабочая документация. Этот объект по решению руководства страны включен в ФАИП и сейчас объявлены тендеры на заказчика-застройщика и генподрядчика стройки.
В целях высвобождения свободных площадей проведена объемная работа по воссоединению в единый комплекс и рациональному размещению фондов РГАЭ, ранее территориально расположенных на разных архивных объектах (а это почти 165,0 тыс. единиц хранения), что позволило уже РГАНТД принять новые поступления, в том числе от ликвидированной госкорпорации «Олимпстрой» (г. Сочи).
Естественно, что наличие в наших руках такого уникального по количеству и качеству информации документального потенциала не только открывает широкие возможности для научного познания прошлого, но и налагает на нас серьезные обязанности по обеспечению его сохранности, пополнению и всестороннему использованию в интересах граждан, общества и государства.
Сохранение в памяти народа правды о событиях прошлого, без сокрытия и ретуширования «темных пятен» отечественной и мировой истории, с упором на историческое просвещение молодежи, является нашим весомым вкладом в популяризацию отечественной истории, противодействие предпринимаемым попыткам ее фальсификации.
Не буду подробно останавливаться на динамике показателей предоставления информационных услуг федеральными архивами, она отражена на слайде. Только в читальных залах федеральных архивов обслужено более 14 тыс. исследователей, которым выдано около 415 тыс. дел. Потребовалось даже увеличить рабочие площади читальных залов в РГИА и РГВИА.
Из 158 историко-документальных выставок, вызвавших широкий общественный интерес, особо отмечу проекты, связанные с 70-летием Победы в Великой Отечественной войне и окончанием Второй мировой войны. Это мультимедийный выставочный проект «"Долго пахнут порохом слова...." Поэты на войне», историко-документальные выставки «В Штабах Победы. К 70-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», «"Не ради славы". Подвигу архивистов в годы Великой Отечественной войны посвящается», совместную российско-германскую выставку «Россия – Германия: от конфронтации к сотрудничеству. К 70-летию окончания Второй мировой войны».
Заметным событием культурной и общественно-политической жизни столицы стала выставка из серии «Лидеры советской эпохи» – «Брежнев. К 109-летию со дня рождения». Большим интересом у посетителей пользовалась выставка «Крым в истории России».
В рамках реализации планов издательской деятельности и программных мероприятий, приуроченных к памятным датам отечественной истории, подготовлены и изданы 20 документальных сборников, в числе наиболее заметных из которых: «"Мы предчувствовали полыханье…" Союз советских писателей СССР в годы Великой Отечественной войны» т. 2 в 2-х книгах (кн. 1 «22 июня 1941 – 1943 г.»), «Берггольц О.Ф. Блокадный дневник. 1941-1945», «Конец эпохи. СССР и революции в странах Восточной Европы в 1989-1991 гг. Документы».
Минувший год вновь подтвердил повышенный интерес пользователей к архивным информационным ресурсам и справочно-поисковым средствам к ним, размещаемым в сети «Интернет». С учетом этого создавались новые и пополнялись ранее созданные информационный ресурсы, в том числе:
-
«Электронный архив Коминтерна», содержащий 240 тысяч записей в базе данных и 1 миллион 600 тысяч оцифрованных копий документов и «Государственный Комитет Обороны СССР 1941–1945» – это более 240 тысяч оцифрованных копий документов – из фондов РГАСПИ;
-
«Голоса писателей и поэтов России»;
-
«Победа»;
-
«Документы советской эпохи»;
-
«Архивы – школам» и др.
Причем, доступ к ним бесплатный.
Несмотря на финансовые сложности, о которых упоминалось ранее, проведены, при авторском и техническом надзоре, ремонтно-реставрационные работы на фасадах корпуса "А", "Б" и "В", кровле и в интерьерах памятника архитектуры XVII-XIX вв. «Дворец Петра I на Яузе» (г. Москва), занимаемого РГВИА. В наступившем году мы планируем в основном завершить длящийся уже более 7 лет ремонт этого исторического здания.
Реализованные в 2015 году мероприятия в области обеспечения сохранности документов носили комплексный характер и были направлены, в первую очередь, на укрепление безопасности и развитие материально-технической базы федеральных архивов.
В условиях резкого сокращения подразделений вневедомственной охраны Росархиву совместно с Минкультуры России и Главным управлением вневедомственной охраны МВД России удалось сохранить охрану зданий и хранилищ федеральных государственных архивов подразделениями органов внутренних дел.
По-прежнему в центре внимания находились вопросы пожарной безопасности архивных объектов. Так, выполнен комплекс работ по замене выработавших ресурс внутренних сетей электроснабжения и электроосвещения в помещениях архивохранилищ филиала РГАНТД в г. Самаре общей площадью более 5,2 тыс. кв. м.
За счет программных средств завершены работы по замене деревянных стеллажей на металлические общей протяженностью более 7,6 тыс. погонных метров в помещениях архивохранилищ 7 федеральных архивов (РГВИА, ГАРФ, РГАЭ, РГАЛИ, РГАВМФ, РГВА, РГАКФД). По состоянию на 1 января 2016 г. помещения архивохранилищ 9 из 16 федеральных архивов полностью оборудованы металлическим стеллажным оборудованием.
Оснащение лабораторий микрофильмирования и реставрации документов в РГАНТД и РГИА комплексами микрофильмирующего оборудования позволило увеличить объемы созданного в течение года страхового фонда на уникальные и особо ценные документы федеральных архивов до более 2,2 млн. кадров, что на 300,0 тыс. кадров превышает объем аналогичной работы в 2014 году.
В целях осуществления дальнейшей концентрации страхового фонда копий особо ценных документов Архивного фонда Российской Федерации для организации их территориально обособленного хранения осуществлена отправка в ЦХСФ страхового фонда 4-х федеральных архивов (ГАРФ, РГАДА, РГВА, РГАКФД), а также государственного архива Свердловской области, общим объемом свыше 2,1 млн. кадров.
Продолжалось формирование Государственного реестра уникальных документов Архивного фонда Российской Федерации, в который на настоящий момент включено 633 документа федеральных и региональных архивов. В целях обеспечения удаленного доступа к ним через сеть Интернет велось пополнение данными об уникальных документах федеральных и государственных архивов субъектов Российской Федерации ИС «Государственный реестр уникальных документов Архивного фонда Российской Федерации», размещенной на портале «Архивы России».
Модернизированы общеотраслевые информационные системы о местах хранения документов по личному составу; АИС «Запросы», База данных «Путеводители по государственным архивам Российской Федерации», АИС «Документы советской эпохи».
На интернет-сайт Росархива обеспечен доступ к информации людям с ограниченными возможностям. Усовершенствованы общеотраслевой интернет-портал «Архивы России», сайты РГВИА и РГАКФД.
Осуществлена техническая поддержка общеотраслевой ИС «Архивный фонд» (программного комплекса «Архивный фонд» – «Фондовый каталог» – «Центральный фондовый каталог»), разработана универсальная программа обмена данными между его разными версиями.
По состоянию на 31 декабря 2015 г. в ЦФК загружено 917 110 фондов 13 федеральных архивов, а также 2 234 государственных и муниципальных архивов 59 субъектов Российской Федерации с общим количеством 34 086 768 единиц учёта/хранения.
Продолжались закупки для нужд федеральных архивов необходимого технического оборудования.
В завершении, несколько слов о реализации соглашений и планов сотрудничества Росархива с учреждениями зарубежных стран и международными организациями архивистов. Так, в Казани были организованы и проведены 16-я Общая конференция Евро-Азиатского регионального отделения Международного совета архивов и международная научная конференция «Актуальные проблемы в области использования архивных документов».
Представители архивных учреждений России приняли активное участие в деятельности Международного совета архивов, Международного института архивоведения в Триесте/Мариборе, Форума славянских культур.
Развивалось сотрудничество в сфере архивного дела со странами СНГ, с архивными службами ряда европейских стран, в первую очередь Германии, Финляндии, Монголии.
В презентации Электронного Архива Коминтерна в Москве приняли участие Генеральный секретарь Международного совета архивов Д. Лич, представители архивных и научных кругов Белоруссии, Германии, Испании, Италии, России, Финляндии, Франции.
Более развернутый итоговый доклад прошел обсуждение на заседании Общественного Совета при Росархиве, направлен в установленном порядке в Общественную и в Счетную палаты, в профильные комитеты Федерального Собрания, в Российскую академию наук, в Экспертный совет при Правительстве Российской Федерации, размещен на официальном сайте агентства в сети Интернет и представлен в справочно-информационных материалах.
По нему, а также по Публичной декларации целей и задач Федерального архивного агентства на 2016 год, текст которой вместе с Пояснительной запиской находится у членов коллегии, необходимо принять решение.
Благодарю за внимание.