Доклад Руководителя Федерального архивного агентства, доктора исторических наук А.Н.Артизова на расширенном заседании коллегии Росархива 28 февраля 2013 г.


«Об итогах работы Федерального архивного агентства
и подведомственных ему учреждений за 2012 г.
и задачах на 2013 г.»
(публикуется в сокращении)
Уважаемые коллеги!
![]() |
Слайд 1 |
В истекшем году архивисты России обеспечили сохранение, пополнение и использование документов Архивного фонда Российской Федерации – важной части нашей национальной памяти. Слайд № 1 показывает объемы архивных документов по состоянию на 1 января 2013 г. с разбивкой по федеральным, региональным и муниципальным архивам, а также государственным музеям и библиотекам, организациям Российской академии наук и ведомственным архивам, которые по закону имеют право постоянно или депозитарно хранить документы. Как видите, их общее количество приближается к полумиллиардному значению.
Сохранена и получила дальнейшее развитие система публичных архивов, т.е. архивов, финансируемых за счет средств налогоплательщиков. Эта система по-прежнему разделена на три уровня: федеральный, субъектов Российской Федерации и муниципальный и по состоянию на 1 января 2013 г. насчитывает почти 2,6 тыс. архивов.
На слайде № 2 представлены общие объемы бюджетного финансирования Росархива и подведомственных федеральных государственных учреждений в 2010–2013 гг., которые хотя и остаются скромными, но все же заметно увеличились. В частности, в нынешнем году они возрастают по отношению к прошлому году на 15,5 %. Увеличение обусловлено преимущественно за счет средств ФЦП «Культура России» (рост на 46 % по отношению к 2012 г.), а также дополнительных бюджетных ассигнований, выделенных на содержание введенного в эксплуатацию архивохранилища РГАЭ в п. Вороново и перемещение в него архивных фондов из Москвы и Самары.
![]() |
Слайд 2 |
Наконец-то в федеральном бюджете зарезервированы серьезные деньги на увеличение зарплаты работников федеральных архивов в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», согласно которому начиная с 2013 г. предусмотрено поэтапное доведение средней заработной платы работников бюджетных учреждений до среднего уровня заработной платы по соответствующему региону. Это в перспективе должно позволить решить существующую проблему дисбаланса между формирующейся современной материально-технической базой архивов и старением их трудовых коллективов.
В прошлом году средняя зарплата федеральных архивистов – а они все работники казенных учреждений, доходы которых, как везде в цивилизованном мире, поступают в бюджет и архивисты целиком от него зависят – достигла 24 тыс. руб. По федеральным архивам, расположенным в Петербурге, Самаре и Московской области, ее уровень уже сейчас сопоставим с уровнем средней зарплаты в этих регионах, а в Российском государственном историческом архиве Дальнего Востока во Владивостоке даже превосходит его. В то же время зарплата руководителей и специалистов федеральных архивов, расположенных в Москве, составляет 46 % от уровня средней зарплаты по столице. Если все сложится удачно (я имею в виду исполнение предусмотренных трехлетним бюджетом обязательств), то в 2016 году мы планируем по всем федеральным архивам выйти на уровень, равный среднему по региону. Разумеется, это в первую очередь коснется архивов в Москве, где уровень оплаты должен достигнуть 50 тыс. рублей. (Слайд 3)
![]() |
Слайд 3 |
Что касается зарплаты работников госархивов субъектов России, то она сегодня составляет около 74 % от средней по стране. При этом наилучшая картина наблюдается в Северо-Кавказском федеральном округе, где ее уровень достигает 91 % от средней зарплаты в округе. Неплохо обстоят дела в Центральном, Южном, Сибирском, Северо-Западном и Приволжском округах, в которых она превышает 70 %. Среди отстающих – Урал и Дальний Восток со средними зарплатами, равными соответственно примерно 50 % и 67 % (Слайд № 4). Такие в целом неплохие показатели – результат многолетней целенаправленной политики в сфере правового статуса архивов (абсолютное большинство которых – казенные учреждения, а на муниципальном уровне – структурные подразделения органов местного самоуправления) и оплаты труда архивистов (как правило, система оплаты приравнена к условиям оплаты обслуживающего персонала государственных или муниципальных служащих). Всего в стране лишь в 14 регионах зарплата работников архивов ниже 60 % от средней по региону. Это – Республика Татарстан, Амурская, Астраханская, Кемеровская, Орловская, Рязанская, Тамбовская, Свердловская, Томская, Тюменская, Челябинская области, Еврейская АО, Ханты-Мансийский и Чукотский автономные округа. В целях выправления ситуации главам исполнительной власти этих регионов направлены соответствующие письма о выполнении Указа Президента Российской Федерации.
![]() |
Слайд 4 |
Однако не надо думать, что повышение заработной платы архивистов произойдет «механически». Оно должно самым тесным образом быть увязано с повышением эффективности работы архивов и производительности труда работников. В этих целях Росархив в развитие «дорожной карты» «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности сферы культуры», утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.12.2012 № 2606-р, разработал свою «дорожную карту», призванную обеспечить установление взаимосвязи между уровнем оплаты труда работников архивов и с количеством и качеством предоставляемых ими архивных услуг.
«Дорожная карта» предусматривает уточнение показателей эффективности работы федеральных архивов, создание действенных механизмов оценки деятельности их работников и соответствия уровня оплаты труда его качеству, актуализацию квалификационных характеристик должностей работников, усовершенствование системы профессиональной переподготовки архивных кадров, а также поэтапное приведение штатной численности федеральных архивов в соответствие с объемами хранящихся документов и оказываемых ими государственных услуг.
В истекшем году численность архивистов России превысила 16 тысяч, при этом рост произошел исключительно за счет увеличения числа работников архивов субъектов Российской Федерации, особенно муниципальных, где наблюдается и максимальная по стране укомплектованность кадрами – 97 %.
В федеральных архивах укомплектованность кадрами составляет 71 %, практически не меняясь на протяжении последних трех лет. Доля руководителей и специалистов в возрасте старше 50 лет пока по-прежнему растет и составляет 57 %, архивистов в возрасте до 30 лет – 16 % списочного состава. Сохраняется тенденция уменьшения количества специалистов с профильным историко-архивным или документоведческим образованием, их сегодня 24 % от числа руководителей и специалистов.
Хочу высказать надежду, что повышение социальной защищенности архивистов, в том числе за счет планируемого роста зарплаты, позволит укрепить кадровый состав федеральных архивов, привлечь в них молодые перспективные кадры, прежде всего выпускников профильных учебных заведений.
Теперь несколько слов о совершенствовании архивной инфраструктуры и внедрении информационных технологий, без чего достижение нового, сопоставимого по основным показателям с лучшими мировыми аналогами, уровня деятельности архивов невозможно.
Важнейшим событием года стал ввод в эксплуатацию хранилища Российского государственного архива экономики на территории новой Москвы общей площадью более 11,5 тыс. кв. м, на которых установлены 55 км стеллажей (слайд № 5). Это дает нам возможность не только оптимизировать хранение документов этого архива, ранее размещенных в разных местах в Москве и в Самаре (кстати, более 1 млн. дел мы уже перевезли), но и начать прием документов по личному составу федеральных органов исполнительной власти.
![]() |
Слайд 5 |
Продолжалась корректировка рабочей документации по строительству нового корпуса ГАРФ на Бережковской набережной. Кажется, дело сдвинулось с мертвой точки: наконец-то, решены все основные «земельные вопросы», выполнен проект переноса инженерных городских сетей, расположенных на месте стройки.
В связи с невозможностью в полном объеме освоить бюджетные ассигнования на строительстве архивных объектов федеральной собственности их часть в сумме 260 млн. рублей была перераспределена на софинансирование реконструкции новых зданий для госархивов Калужской и Новгородской областей, которые в числе последних в России еще располагаются в церквях – памятниках архитектуры (всего после 1991 г. таковых у нас было 20, с вводом в эксплуатацию этих зданий благородное и богоугодное дело будет завершено) (слайд № 6 и № 7).
![]() |
![]() |
Слайд 6 | Слайд 7 |
![]() |
Слайд 8 |
Работы по повышению технической защищенности архивных объектов, созданию нормативных режимов хранения документов, модернизации технических средств и оборудования проведены в 9 федеральных архивах (РГВА, РГВИА, РГИА ДВ, РГАСПИ, РГАНТД и его филиале, РГАКФД, РГАЛИ, ГАРФ и РГАВМФ). Для лаборатории микрофильмирования и реставрации документов федеральных архивов РГАНТД закуплены 4 комплекса микрофильмирующего оборудования. Реконструировано так называемое «Древлехранилище» Российского государственного архива древних актов (слайд № 8), в котором сосредоточены национальные реликвии Российского государства за период с XII по XVIII века.
В соответствии с ведомственной программой информатизации осуществлено проектирование системы Интранет федеральных архивов, расположенных в Москве, закончена прокладка первого участка корпоративной ЛВС, охватывающей ГАРФ, РГАЭ и РГАНТД с подключением к ней рабочих мест в архивохранилищах. В федеральные архивы поставлено 10 единиц высокопроизводительного цифрового копировально-множительного оборудования (копиры и сканеры), 3 сервера, 225 комплектов компьютерной техники, 2 графические рабочие станции.
В области комплектования хотел бы, прежде всего, остановиться на двух моментах.
Первый. В соответствии с графиком на 2010–2012 гг. осуществлена передача из Архива Президента Российской Федерации более 20 тыс. дел, среди которых – фонд Президента СССР М.С. Горбачева, документы Совета Министров СССР. В настоящее время с Администрацией Президента Российской Федерации ведется согласование передачи документов на очередной трехлетний срок, который позволит завершить прием на открытое хранение исторической части так называемого Кремлевского архива, в т.ч. всех «тематических досье Политбюро».
Второй момент. Росстатом осуществлена передача в Государственный архив Российской Федерации почти тысячи оптических дисков с электронными графическими образами переписных листов Всероссийской переписи населения 2002 г. Это один из первых случаев приема на постоянное хранение столь большого массива электронных документов. За ним последуют и другие. Поэтому вновь должен обратить внимание ВНИИДАД на необходимость ускорения разработки методических пособий по работе с электронными документами как в архивах организаций, так и государственных (муниципальных) архивах.
Всего же за год федеральные архивы пополнились более 117 тысячами дел управленческой и научно-технической документации, а также документами личного происхождения. Среди них материалы дважды Героя Советского Союза Владимира Коккинаки, Министра культуры РСФСР Юрия Мелентьева, Сергея Лемешева, Леонида Филатова и др. За счет средств ФЦП «Культура России» в собственность государства приобретены 109 особо ценных документов А.С. Грибоедова, Ф.М. Достоевского, И.А. Гончарова, Л.Н. Андреева и др. В РГАКФД принято на постоянное хранение более 2,0 тыс. ед.хр. фотодокументов из личных архивов фотографов В.В. Егорова, М.С. Наппельбаума, М.А. Латышева и др.
В рамках программы «Возвращение архивной Россики» в ГАРФ поступили документы Народно-трудового Союза, Мюнхенского института изучения СССР, Объединения бывших кадет Суворовского кадетского корпуса, из Свято-Троицкой духовной семинарии (г. Джорданвилль), коллекция Е.К. Брешко-Брешковской и другие.
Несколько слов о том, что является предметом особого внимания гражданского общества – рассекречивании архивных документов и доступе к ним. В соответствии с Планом деятельности Межведомственной комиссии по защите государственной тайны в прошлом году на открытое хранение переведено почти 7,5 тыс. дел федеральных архивов, что почти в полтора раза больше чем, например, в 2009 или 2010 годах. Достигнутые темпы рассекречивания, а также заложенный в основу работы принцип пофондового рассекречивания позволяют с оптимизмом оценивать перспективы выполнения плана по рассекречиванию документов КПСС и Правительства СССР. Чтобы уменьшить спекуляции на тему, что «архивы закрываются», в целях информирования общественности о работе по рассекречиванию создана специальная База данных, в которую к настоящему времени включена информация о почти 24,5 тыс. рассекреченных дел за последний период. Планируется ее размещение на портале «Архивы России», а в дальнейшем – регулярное пополнение сведениями о рассекречиваемых документах.
В сфере доступа мы подготовили проект нового порядка работы читальных залов государственных и муниципальных архивов, который расширяет возможности пользователей, например, по количеству заказываемых дел. Проект прошел установленные общественные процедуры обсуждения, и мы ждем от Минкультуры России его оперативного утверждения.
Что касается использования документов, то остановлюсь лишь на самых ярких примерах.
Знаковым событием прошедшего года стало празднование 200-летия победы России в Отечественной войне 1812 года. К этой дате подготовлены серия сборников документов и фотоальбомов (вы их видите на слайде № 9). Проведены историко-документальная выставка и научная конференция, в которой приняли участие ученые из ряда зарубежных стран (слайд № 10).
![]() |
![]() |
Слайд 9 | Слайд 10 |
![]() |
Слайд 11 |
Продолжалась подготовка документальных изданий по острым, наиболее часто фальсифицируемым, вопросам истории ХХ века. Издан двухтомный сборник документов «Украинские националистические организации в годы Второй мировой войны. 1939–1945» (слайд № 11). Тираж в 2 тысячи экземпляров практически полностью разошелся, причем основная его часть – на Украине. Из-за большого общественного резонанса издание объемом свыше 2 тыс. страниц пиратским способом было отсканировано и выложено в Интернете. Поэтому мы просто были обязаны разместить электронную версию двухтомника на официальном сайте Росархива. Сейчас передаем права на переиздание книги дополнительным тиражом 10 тыс. экземпляров Антифашистскому комитету Украины по его просьбе.
В числе других актуальных документальных публикаций – сборники, посвященные голоду в СССР (в следующем месяце сдадим в издательство последний,
Портал «Архивы России», на котором размещены официальный сайт Росархива и другие архивные сайты, по-прежнему, остается одним из привлекательных среди сайтов федеральных органов власти. Этой популярности способствовали новые интернет-проект «Преодоление Смуты (конец XVI – начало XVII в.) и укрепление российской государственности» (кстати, по предложению руководства издательского холдинга «Комсомольская правда» проект в виде выставок проедется в этом году по многим городам России), а также виртуальная выставка, посвященная 1150-летию зарождения российской государственности (слайд № 12).
![]() |
Слайд 12 |
Впервые размещенный в интернете Центральный фондовый каталог предоставляет пользователям информацию о 346 тыс. фондах всех 13 федеральных архивов, имеющих пофондовую организацию хранения, и фондах государственных и муниципальных архивов 26 субъектов Российской Федерации. В течение ближайших двух лет в ЦФК будет собрана информация о фондах всех публичных архивов системы Росархива: в том числе всех остающихся региональных и муниципальных. Но это, конечно, только начало пути, поскольку ЦФК – лишь верхняя часть создаваемой единой многофункциональной информационной системы учета и поиска архивных документов (слайд № 13).
![]() |
Слайд 13 |
![]() |
Слайд 14 |
Принимая во внимание, что в стране формируется качественно новая система взаимодействия граждан и государства в процессе предоставления государственных услуг населению, Росархив в прошлом году принял решение о создании Справочно-информационного центра федеральных архивов. Задача Центра – организация поэтапного перевода информационного обеспечения пользователей по принципу «одного окна» (слайд № 14). В этих же целях начато создание справочно-информационной БД о местах хранения архивных документов по личному составу в федеральных и крупнейших ведомственных архивах. В дальнейшем предполагается включить в этот информационный ресурс данные о местах хранения аналогичных документов из архивов субъектов Российской Федерации. Тем самым поиск гражданами сведений, необходимых для оформления и/или перерасчета пенсий, будет значительно облегчен.
Отдельно несколько слов о работе, где у Росархива по-прежнему нет полномочий, но которую по факту нам приходится выполнять. Это работа в сфере делопроизводства и электронного документооборота.
Во исполнение распоряжения Правительства Российской Федерации от 12.02.2011 № 176-р Росархив провел очередной мониторинг выполнения Плана мероприятий по переходу федеральных органов исполнительной власти на безбумажный документооборот при организации внутренней деятельности по итогам 2011 года.
Мониторинг показал, что только 49 федеральных органов исполнительной власти разработали и утвердили планы по поэтапному переходу на безбумажный документооборот, 59 – утвердили перечни документов, создание, хранение и использование которых должно осуществляться в форме электронных документов, 49 – инструкции по делопроизводству и изменения к ним. Разработали и модернизировали системы электронного документооборота (СЭД) – 58 органов, 40 – обеспечили должностные лица средствами электронной подписи, но лишь 28 из них их применяют.
Общее количество внутренних документов, созданных и используемых исключительно в форме электронных документов, незначительно и составило всего 143 тысяч. С использованием метода сканирования для создания электронных образов документов в СЭД было включено почти 3 млн. документов, что составляет 26 % от общего объема поступающих, отправляемых и внутренних документов на бумажном носителе. Это свидетельствует, с одной стороны, о достаточном развитии данной технологии, с другой – о сохранении параллельного сосуществования бумажного и электронного документооборотов. Как свидетельствует мировая практика, в принципе такое явление характерно для переходного периода. Вопрос только в том, чтобы этот период не затянулся.
Вместе с тем мониторинг показывает, что многие из федеральных органов власти по-прежнему испытывают трудности организационного, финансового, нормативно-правового, технического и кадрового характера. Перспективы успешного перехода на безбумажный документооборот, как представляется, зависят от способности на общегосударственном межведомственном уровне реализовать комплексный, системный подход в решении вышеназванной проблемы.
И наконец, последнее. Во исполнение поручения Председателя Правительства Российской Федерации, с учетом необходимых процедур и общественного обсуждения, Росархив подготовил проект Концепции развития архивного дела в нашей стране на период до 2020 года. В этом стратегическом документе подведены итоги развития архивного дела в постсоветский период, нашли отражение основные направления и перспективы совершенствования архивной деятельности. Проект Концепции в настоящее время представлен на рассмотрение Правительства Российской Федерации. Надеюсь, что дальнейшая работа над ним позволит определить наиболее эффективные пути решения актуальных проблем отечественного архивного дела.
Спасибо за внимание.