Выступление Руководителя Федерального архивного агентства, доктора исторических наук А.Н. Артизова на I Всероссийском съезде учителей истории (31 марта 2011 г.)

«Российские архивы – школам»
Уважаемые участники съезда!
Наверное, я не ошибусь, если скажу, что большинство из присутствующих в зале хотя бы один раз были в архиве – на практике в студенческую бытность или же в читальном зале с целью поработать с подлинными источниками.
Тем не менее, напомню, что архив – это учреждение, которое осуществляет хранение, комплектование, учет и использование архивных документов. В первую очередь документов Архивного фонда России, т.е. документов, отобранных из огромного ежеминутно создаваемого количества документов по специальным правилам и методикам для вечного хранения. Эти источники по сути представляют собой документальную память нашей Родины. По состоянию на 1 января прошлого года их общее количество насчитывает примерно 464 млн. дел, абсолютное большинство которых открыты и доступны для пользователей.
Несмотря на все зигзаги и катаклизмы исторического процесса, наши деды и прадеды в целом понимали значение архивов для сохранения национальной идентичности. В результате по количеству и качеству принадлежащих ей документальных источников Россия сегодня входит в первую тройку мировых держав.
Но вынужден прямо сказать о том, о чем недавно говорил на Научном совете Российского архива социально-политической истории (это бывший Центральный партийный архив) – заседание было посвящено советскому документальному наследию и тому, как к нему относиться. Так вот: нет автоматической связи между количеством и качеством исторических источников и глубиной познания прошлого.
Приведу примеры.
Если посмотреть на объем Архивного фонда России с точки зрения разбивки по эпохам, то получится следующее. В государственных и муниципальных архивах страны (без учета ведомственных архивов) по досоветскому периоду хранится 37 млн. дел (15% от общего количества). По советскому периоду – 197 млн. дел (80%). По постсоветскому, современному периоду – 14 млн. дел (5,5%). Все дореволюционные документы доступны, среди советских – секретных примерно 2%. То есть абсолютное большинство документов доступны, полученные на их основе результаты можно проверять.
Другой пример. В период с 1992 по 2010 год архивы при участии Российской Академии Наук подготовили и издали примерно 1 тысячу документальных сборников и трудов по самым разнообразным историческим сюжетам. В их числе такие фундаментальные серийные публикации как «Политические партии России», «История сталинского ГУЛАГА», «Трагедия советской деревни», «Россия. ХХ век», «История создания и развития оборонно-промышленного комплекса России и СССР», «Культура и власть. От Сталина до Горбачева», «Голод в СССР» и др. Многие из них подготовлены во взаимодействии с Комиссией при Президенте Российской Федерации по противодействиям фальсификации истории в ущерб интересам России. Более половины публикуют документы именно советского периода.
Не в этом зале объяснять, какова ситуация с научным познанием досоветской эпохи и, соответственно, какова ситуация с советской историей. И где у нас больше недоговоренностей, больше спорных и неясных моментов, больше всяческих мифов.
Сказанное отнюдь не означает, что мы не будем и дальше заниматься рассекречиванием документов и их публикацией. Обязательно будем. Но, конечно, в деле научного осмысления, научной интерпретации уже открытого документального наследия нам, как воздух, нужны более зримые и весомые результаты, нужны фундаментальные научные труды и учебники, которыми могли бы пользоваться не только вы, учителя школ, но и сами работники архивов, библиотек и музеев.
Теперь вкратце о том, что делают и будут в дальнейшем делать архивы для воспитания исторически образованного поколения молодежи.
Работе с образовательными учреждениями мы уделяем серьезное внимание. Во многих архивах регулярно проводятся обзорные и тематические экскурсии, уроки памяти к юбилейным датам, круглые столы и олимпиады, лекции и встречи с демонстрацией документов архивов, документальных фильмов, краеведческие чтения, в ряде регионов подготовлены хрестоматии и учебные пособия. Так, архивами подготовлены и изданы «История Москвы: Хрестоматия по курсу москвоведения» (в 4 томах), учебник «Москвоведение. Москва – столица России», хрестоматии по истории Башкортостана, Красноярского края, Архангельской, Липецкой областей, мультимедиа-хрестоматия «Новосибирская область в годы Великой Отечественной войны».
В Краснодарском крае архивисты уже несколько лет проводят семинары для учителей, преподающих «Кубановедение». Каждый учитель получает учебные материалы на компакт-дисках для использования на занятиях с учащимися. В журнале «Вестник архивиста Кубани» ведется рубрика «В помощь учителю предмета «Кубановедение». Проводятся краевые конкурсы на лучшую методическую разработку урока или внеклассного мероприятия по краеведению с использованием архивных документов. В 2010 году проведен конкурс ученических научно-исследовательских работ «Судьба страны – в судьбе семьи», посвященный 65-летию Победы. Все оригиналы конкурсных работ (их более 70) поступили на хранение в Государственный архив Краснодарского края, лучшие опубликованы в сборнике «Судьба страны – в судьбе семьи».
Другой подобный пример – историко-архивные конференции в Вологде с участием краеведов, учителей, студентов и школьников, результатом которых стали 17 сборников «Историческое краеведение и архивы». В рамках программы «Судьба России в судьбах вологжан» проводится конкурс «Юный архивист» (по сути речь идет об участии школьников в комплектовании областного архива материалами «устной истории», документами из личных коллекций). Школьники – победители конкурса были награждены поездкой в Москву для ознакомления с деятельностью федеральных архивов.
На базе архивных материалов подготовлены многие работы школьников – участников гуманитарно-просветительской конференции «История моей семьи – страница многовековой истории Отечества», которая с 2005 года ежегодно проходит в Казани. В Красноярском крае организованы краеведческие марафоны «Мой край Минусинский», конкурс сочинений «Слово мое родное».
Филиал Российского архива научно-технической документации в г. Самаре с 2008 года реализует проект «Архив – школе», в рамках которого совместно с Отрадненским управлением образования Минобрнауки Самарской области проводятся семинары для учителей, ежегодные областные юношеские научно-технические чтения «Память о прошлом».
Российский военный архив курирует деятельность историко-поискового отряда «Архивобус» Московского городского Дома детского и юношеского творчества. Архив и Дом провели военно-туристические походы по местам боев Московской битвы в Калужской, Тульской областях, подготовлены и изданы справочные и методические пособия по поисковой деятельности, программа на CD «Военная история» для системы дополнительного образования Москвы.
Упоминавшийся мною Российский архив социально-политической истории совместно с гуманитарным центром «Преодоление» им. Н.А. Островского осуществил выставочные проекты, посвященные Дню Победы, Дню рождения пионерской организации, Дню защиты детей, которые посетили школьники Москвы, Ивановской, Орловской, Тульской областей.
Подобные примеры живой работы можно довольно долго перечислять. Но за неимением времени далее продолжать не буду, тем более, что мы готовы её развивать, особенно там, где есть энтузиасты такой работы, и она востребована.
Все-таки наиболее перспективными, я бы сказал, массовым направлениемсотрудничества школы и архивов постепенно становится доступ к оцифрованным образам архивных документов и средствам их поиска через сеть Интернет.
В школу постепенно и неуклонно приходят компьютеры. Дети не мыслят своего образования без овладения этой техникой. Почему бы не использовать возможности удаленного доступа для непосредственного знакомства с электронными образами архивных документов? Ведь подобное прикосновение к документам прошлого: к автографам выдающихся государственных деятелей, писателей и ученых, к метрическим книгам, другим документам прадедушек и прабабушек, – безусловно, повысит интерес школьников к преподаваемому вами предмету. У вас, учителей истории, появляется возможность, которой не имели ваши предшественники, использовать в учебном процессе подлинные исторические источники.
Уже сегодня в сети Интернет на официальном сайте Федерального архивного агентства http://archives.ru/, отраслевом портале «Архивы России» http://www.rusarchives.ru/, сайтах архивных учреждений размещен большой и разнообразный материал: электронные образы экспонатов всех последних архивных выставок, документы по темам «Голод в СССР», «Путь к Нюрнбергу», «ОУН и УПА в 1939–1956 гг.», по «проблеме Катыни» из «пакета № 1», наконец, тысячи уникальных фотографий по истории Великой Отечественной войны сайта «Победа. 1941–1945». Этот открытый и доступный контент вы можете спокойно использовать при подготовке уроков и внеклассных мероприятий.
Но, конечно, справедливости ради надо сказать, что мы находимся только в начале пути. В первую очередь сегодня оцифровываются каталоги и описи к архивным документам, поскольку их перевод в электронную форму резко ускоряет поиск нужной информации в архивах. Именно в это направление вкладываются основные финансовые средства.
Тем не менее, учитывая потребности школы, потребности молодого поколения, мы в планах на ближайшие годы предусмотрели проекты, которые для вас будут, как минимум, полезны. Это те проекты, о которых в том числе говорил А.О. Чубарьян. Во-первых, это создание виртуального выставочного зала. Посетители этого зала смогут ознакомиться с оцифрованными экспозициями архивных выставок и совершить экскурсии по федеральным архивам, в ходе которых увидят уникальные документы, читальные залы, хранилища, реставрационные лаборатории наиболее крупных и известных российских архивов.
Второй проект под условным названием «Архивы – школе» предполагает создание виртуальной хрестоматии по школьному курсу «История России» с подборкой электронных образов текстовых и аудиовизуальных документов с соответствующими аннотациями и комментариями. Учитель при подготовке урока или внеклассного мероприятия будет иметь возможность отобрать для использования необходимые ему документы. В осуществлении проекта, к которому мы приступим в следующем году, примут участие, как архивисты, так и ученые-историки, авторы методических пособий, опытные школьные педагоги.
Понятно, что результаты реализации проектов будут выставлены в сети Интернет.
Благодарю за внимание. Надеюсь, что сегодняшний разговор укрепит наше сотрудничество.