Выступление Руководителя Федерального архивного агентства А.Н. Артизова «Об итогах работы Федерального архивного агентства и подведомственных ему учреждений за 2009 г. и задачах на 2010 г.» на расширенном заседании коллегии Росархива 26 февраля 2010 г.

Страница для печативерсия PDF

Об итогах работы Федерального архивного агентства и подведомственных ему учреждений за 2009 г. и задачах на 2010 г.

     Уважаемые участники заседания коллегии!
     У вас на руках вместе с проектом решения коллегии имеется справка об итогах деятельности Росархива и подведомственных ему учреждений за прошедший год. Необходимости её зачитывать нет, поэтому в своем выступлении я позволю себе сосредоточиться на узловых результатах работы и проблемах сегодняшнего дня.
     Если кратко характеризовать современное состояние архивного дела в России, то в цифрах оно выглядит следующим образом: (слайд 1).
     Объем Архивного фонда России по состоянию на 1 января 2010 г. составляет примерно 464 млн. ед. хр., причем на долю государственного и муниципального секторов приходится 99% от общего объема хранящихся документов (федеральные архивы - 9%, госархивы субъектов РФ - 30%, муниципальные архивы - 13%, государственные и муниципальные музеи и библиотеки, а также архивы Российской академии наук, имеющие по закону право постоянного хранения архивных документов - около 3%, наконец, - ведомственные архивы государственных и муниципальных органов и организаций, в том числе наделенные правом депозитарного хранения - почти 44%). Менее 1% документов, включенных в состав Архивного фонда, хранится сегодня в негосударственных архивах.
     Об этой скромной цифре следует сказать хотя бы несколько слов. Понятно, что еще совсем недавно такой цифры вообще не было. Она – закономерный результат тех преобразований, которые происходят в нашей стране в связи со становлением гражданского общества и развитием рыночной экономики. Эта цифра – свидетельство того факта, что у нас появился и начал развиваться, образно говоря, «негосударственный архивный сектор».
     Для справки хочу сообщить, что из общего числа функционирующих в Российской Федерации более чем 2 млн. организаций разных форм собственности включены в списки источников комплектования государственных и муниципальных архивов и передают свои документы на постоянное хранение лишь 110 тыс. организаций (в том числе все без исключения органы государственной власти и органы местного самоуправления). Остальные организации – а это около 95% от их числа – как правило, не попадают в орбиту внимания государственных и муниципальных архивов. Образующиеся в деятельности этих организаций в огромном количестве документы временных сроков хранения – весьма перспективное поле для частных кампаний. Уже сегодня группа кампаний, относящихся к отечественному или иностранному капиталу, оказывают набор разнообразных услуг в сфере архивного дела и делопроизводства. Причем не только в столицах, но и в ряде регионов, где создана филиальная сеть. На повестку дня постепенно выдвигается вопрос создания саморегулируемой организации в этом сегменте рынка.
     В этой связи нам необходимо ясно сознавать, что между государственным и негосударственным секторами не должна быть возведена «китайская стена». У нас общее дело. Для его будущего, как воздух, нужны новые знания и технологии, которые лучше генерируются в условиях рыночной конкуренции, нужны понятные нормы и правила, единство предъявляемых требований и стандартов к услугам по архивному делу и делопроизводству.
При всем уважении к коллегам из негосударственных архивов, вернемся к государственному сектору, который в ближайшие десятилетия по-прежнему будет играть доминирующую роль в архивном деле.
     (Слайд 2). По состоянию на 1 января 2010 г. обеспечение сохранности и организацию доступа к наиболее важным и ценным документам Архивного фонда России обеспечивают более 2,5 тысяч государственных и муниципальных архивов, содержание которых оплачивает бюджет, т.е. все граждане страны как налогоплательщики. В этих архивах работает 16 тыс. сотрудников. Сеть публичных архивов на протяжении последних лет остается стабильной, количество работников немного растет, в основном, за счет муниципального звена.
     Прошедший год с точки зрения условий функционирования архивов, откровенно говоря, не был благоприятным. Финансово-экономический кризис, фактический секвестр бюджетных расходов поставили перед архивами сложные задачи. Во многих субъектах Российской Федерации сокращение финансирования составило более чем 30% и пришлось вводить жесткий режим экономии и ограничиться обеспечением, в основном, таких приоритетных направлений работы архивов как сохранность, безопасность фондов и исполнение социально-правовых запросов населения. Попытки сэкономить любой ценой обусловили снижение статуса и ограничение полномочий органов управления архивным делом в ряде регионов России, где самостоятельные органы были ликвидированы, а их функции переданы другим органам.
     На федеральном уровне ситуация сложилась лучше. Понимая неизбежность сокращения расходов, руководство Росархива еще в начале 2009 года сделало осознанный выбор – отказалось от части инвестиционных мероприятий, загодя вернув намеченные на эти цели средства в бюджет. Слайд 3 иллюстрирует это снижение расходов в абсолютной цифре (минус 350 млн. руб.), а слайд 4 – в процентном выражении: видно сокращение инвестиционной доли с 32% до 18%.
     При этом, однако, важно подчеркнуть, что финансирование текущей деятельности федеральных архивов было сохранено в запланированных еще до секвестра объемах. Более того, пойдя на централизацию закупок по ФЦП «Культура России» в условиях наблюдавшегося в пик кризиса снижения цен мы смогли сэкономить десятки миллионов рублей, которые направили на реализацию не планировавшихся ранее дополнительных мероприятий по укреплению материально-технической базы архивов и закупке нового оборудования.
     В результате, хотя в истекшем году из-за изношенности основных средств резко возросло их списание с баланса, общая их стоимость осталась фактически на прежнем уровне. Слайд 5 показывает процессы амортизации и обновления основных средств по федеральным архивам.
     Кассовый расход исполненных бюджетных обязательств Росархива и подведомственных ему учреждений в 2009 г. составил более 98%.
     Позволю далее привести главные примеры того, что удалось сделать.
     На завершающий этап вышло строительство комплекса зданий для филиала РГАЭ в пос. Вороново Подольского района Московской области, техническая готовность объекта на конец года составила около 90%. (Слайд 6).
     Разработана, утверждена проектно-сметная документация и получено разрешение на строительство лабораторного корпуса ЦХСФ в г. Ялуторовске Тюменской области (Слайд 7). В настоящее время завершается подготовка к объявлению аукциона по генподрядчику этой стройки.
     Выпущено распоряжение правительства Москвы «О мероприятиях по подготовке к строительству и реконструкции здания ГАРФ по Бережковской наб.». На конкурсной основе отобран исполнитель, перед которым поставлена задача получить оставшиеся согласования и завершить подготовку разрешительной документации по этому объекту (Слайд 8).
     Справедливости ради замечу, что подготовительная стадия к развертыванию строительства в Тюменской области у нас заняла менее года. А в Москве длится уже более трех лет, и дай бог, если её удастся завершить в нынешнем году, получив, наконец, право начать столь необходимую для нас стройку. Деньги есть, а строить, увы, пока нельзя. Такова цена чрезвычайно запутанной и усложненной процедуры бюрократических согласований в столице.
     Но продолжим о более приятном. Проведена реконструкция здания РГАДА (Слайд 9): окончены работы по восстановлению его внешнего облика и реконструкции системы теплоснабжения, позволившие сменить водяное отопление в архивохранилищах на воздушное, исключив тем самым возможность повторения аварий, как это было в 2007 году.
     Закуплено оборудование для оснащения участков картонажных и переплётных работ лаборатории микрофильмирования и реставрации РГАНТД (Слайд 10). Эта базовая для федеральных архивов в Москве лаборатория переехала в новые помещения, впервые за последние десятилетия ее коллектив оказался собран в одном месте (Слайд 11).
     Продолжалась последовательная модернизация электросетей в 5-ти федеральных архивах. Доля площадей федеральных архивов, оснащённых электросетями, отвечающими требованиям пожарной безопасности, за год увеличилась на 4% и составила 78%. К сведению: еще 8 лет назад эта доля не превышала 30%.
     В зданиях РГАКФД смонтирована современная охранная и пожарная сигнализация с системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре.
     Мобильными системами удаления огнетушащего газа оснащены шесть хранилищ ГАРФ, РГАЭ и РГАДА. В полном объёме осуществлены намеченные закупки первичных средств пожаротушения. В целях пожарной безопасности и увеличения вместимости архивохранилищ продолжалась работа по модернизации стеллажного оборудования. Общая протяжённость закупленных и смонтированных стеллажей составила более 1300 пог. м.
     Однако, несмотря на проделанную работу, противопожарное состояние федеральных архивов не в полной мере соответствует нормам Федерального закона «О пожарной безопасности». По этой причине по представлению органов Госпожнадзора в судебном порядке приостанавливалась деятельность РГВИА (расположен в памятнике архитектуры ХVIII-IX веков) и РГАЛИ (расположен в здании, построенном немецкими военнопленными в начале 50-х гг. прошлого века). В обоих случаях устранение недостатков (например, замена деревянных стеллажей на металлические или монтаж систем автоматического пожаротушения) требует таких вложений, которые не предусмотрены и вряд ли будут в ближайшие годы предусмотрены бюджетом.
     Отреставрировано около 40 тыс. листов уникальных и особо ценных документов, в их числе рукопись романа Б.Л. Пастернака «Доктор Живаго», договорные грамоты XVI в., воспоминания генерала А.А. Брусилова и др.
     Изготовлены страховые копии и копии фонда пользования на почти 18 тыс. дел объёмом свыше 1 млн. 200 тыс. кадров.
     Важным шагом на пути совершенствования автоматизированной системы государственного учета документов Архивного фонда РФ и создания автоматизированного научно-справочного аппарата стало внедрение 4-й версии программного комплекса «Архивный фонд» (Слайд 12).
     Как это ни удивительно, но интерес граждан и общества к архивным документам в условиях кризиса не ослабел, а увеличился. (Слайд 13): Количество пользователей архивной информацией, зафиксированное ведомственными статистическими данными, в последние годы неуклонно растет. (Слайд 14): Причем в их числе всё большую долю занимают интернет-пользователи (в 2009 г. примерно четверть). Можно с уверенностью прогнозировать, что этот тренд будет только набирать силу.
     Учитывая эти обстоятельства, а также новые требования законодательства о доступе граждан к информации о деятельности федеральных органов власти, мы пошли на серьезную модернизацию официального сайта Росархива, размещенного на общеотраслевом портале «Архивы России». (Слайд 15): Новая версия сайта открылась 1 января 2010 г. (Слайд 16): На сайте размещены 7 форм электронных запросов граждан социально-правового характера, а также формы тематических запросов и обращений в аппарат Росархива. (Слайд 17): Форма запроса о подтверждении трудового стажа, размера заработной платы содержит весь необходимый набор реквизитов, облегчающих поиск нужной информации. В условиях отсутствия электронной подписи у абсолютного большинства российских граждан их идентификацию архивы вынуждены проводить при выдаче справок, за получением которых граждане должны пока обращаться лично. Но сама возможность первичного электронного запроса – реальный шаг на пути реализации архивами электронных услуг населению.
     Только федеральными архивами исполнено более 28 тыс. запросов социально-правового характера, из них почти 40% с положительным результатом. Всего же в стране государственными и муниципальными архивами ежегодно исполняется более 2 млн. таких запросов.
     Целям облегчения поиска нужной информации служит размещенная на портале «Архивы России» и регулярно пополняемая база данных «Путеводители по российским архивам» (Слайд 18). Она содержит около 100 гипертекстовых версий путеводителей по федеральным и региональным архивам, причем доступных поисковым машинам Яндекса и Рамблера. В перспективе сведения из этой базы данных необходимо интегрировать с информацией программного комплекса «Архивный фонд»(4-я версия). В этом случае возможности удаленного поиска архивной информации по фондам российских архивов многократно увеличатся.
     Архивы традиционно организовывают и оказывают широкий спектр научно-информационных мероприятий и услуг, о чем рассказывает имеющийся у вас на руках специальный раздел справки.
     В связи с использованием архивных документов хотелось бы несколько слов сказать на тему «архивы и политика».
     Являясь составной частью российского общества, архивы, конечно, не могут быть вне общества, а значит, быть вне политики. Конституционная реформа, административные преобразования, законодательные новации о доступе к информации, о государственной и иных охраняемых законом тайнах, – все эти перемены напрямую влияют на жизнь архивов. Перефразируя известные слова, можно даже сказать: каково общество, таковы его архивы.
     Но я бы хотел остановиться на отдельном аспекте этой сложной темы – участии архивов в формировании позитивного международного имиджа нашей страны, в отстаивании объективных взглядов на прошлое и настоящее России.
     Профессиональные историки-архивисты, мы хорошо помним, что представляют собой и к чему приводят лозунги об «исторической науке как политике, опрокинутой в прошлое». Поэтому современные адепты таких идей, в изобилии появившиеся на постсоветском пространстве, не должны оставаться без аргументированных ответов.
     Именно этим целям служат те 25 историко-документальных выставок, которые организовали в прошлом году Росархив и федеральные архивы. Афиши некоторых из них вы видите на слайде 19. На следующем слайде (Слайд 20) представлены участники открытия двух таких выставок.
     Именно поэтому так важны для нас недавно увидевший свет сборник документов «Полтавская битва. 27 июня 1709 г. документы и материалы» и готовящийся сборник о сотрудничестве украинских националистов с немецко-фашистскими захватчиками. Именно поэтому Росархив выступил организатором мероприятий по проблеме голода в СССР 30-х гг. XX века. Мы просто не могли остаться в стороне, видя какое политизированное значение придают этой теме украинские соседи. На слайде 21 представлены DVD-диск «Голод в СССР. Документы» на английском языке, а также одноименный факсимильный сборник документов на русском языке. Трагическая страница нашего совместного прошлого с украинцами столь масштабна, что она, безусловно, нуждается в фундаментальном научном издании документов, которое всесторонне и объективно раскроет правду о голоде в СССР. Подготовка 1-го тома такого издания завершена, в ближайшие дни он будет сдан в издательство. К концу нынешнего года необходимо закончить 2-й том, а в следующем году – оставшиеся тома.
     Подготовленные на высоком научном уровне, включающие в себя всю совокупность фактов подобные издания документов – достойный ответ новым творцам мифов и фальсификаций по истории нашей Родины.
     Другим таким ответом должна оставаться де-юре и де-факто сложившаяся у нас свобода доступа к открытым архивным документам – важное завоевание современной России.
     В 2009 г. читальные залы федеральных архивов посетило 11700 исследователей, в том числе почти 1,5 тыс. иностранцев (в целом рост посещений на 29% по сравнению с 2008 г.). Для удобства пользователей в последние годы мы открыли новые читальные залы, оснащенные всем необходимым оборудованием (Слайд 22), пользователи ряда читальных залов уже получили возможность работать с самыми передовыми средствами поиска – электронными описями дел или, точнее говоря, БД структурированных описаний заголовков дел. В ГАРФ объем БД таких описаний составляет 3 млн. записей, т.е. более половины всех хранящихся в архиве дел (Слайд 23).
     Облегчение доступа пользователей к архивным документам и в дальнейшем должно оставаться приоритетным направлением нашей работы.
     На постоянное хранение в государственные и муниципальные архивы России в 2009 г. поступило около 1,5 млн. ед. хр. управленческой, научно-технической и аудиовизуальной документации. В федеральные архивы приняты 1120 дел фонда Л.И. Брежнева, документы Н.С. Хрущева, Г.А. Зюганова, А.А. Вознесенского, Ю.Д. Черниченко, фотодокументы известных фотокорреспондентов Б.Е. Вдовенко, Г.В. Кмит и В.С. Тарасевича. В рамках программы «Возвращение архивной Россики» в ГАРФ из Германии приняты документы общественного и религиозного деятеля Г.А. Рара, из Австралии - документы представителя второй волны эмиграции С.А. Дичбалиса, из Венесуэлы семейный архив дворян Хитрово, из США - документы историка и политического деятеля Б.И. Николаевского. РГАЛИ осуществлено приобретение писем художников К.А. Коровина и Анри Матисса к меценату и торговцу картинами Г.И. Рубину; материалов из архива Ф.С. Дружинина. Отдельные документы французского писателя русского происхождения Анри Труайа передала его дочь
     Основные научные разработки в 2009 г. были связаны с нормативным и методическим обеспечением архивного дела и делопроизводства.
     В целях установления единого порядка делопроизводства в федеральных органах исполнительной власти подготовлены Правила делопроизводства в федеральных органах исполнительной власти, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2009 г. № 477. Во исполнение данного постановления Росархивом утверждены «Методические рекомендации по разработке инструкций по делопроизводству в федеральных органах исполнительной власти», текст которых в конце декабря был размещен на официальном сайте Росархива. В настоящее время к нам начали поступать на согласование конкретные инструкции по делопроизводству федеральных органов исполнительной власти. Процедура их согласования проводится в строгом соответствии с действующим Административным регламентом. В этой связи мы бы просили руководство служб ДОУ федеральных органов власти не затягивать процесс и постараться внести проекты своих инструкций на согласование, в основном, в течение нынешнего года.
     Весомым научным итогом ушедшего года является новая редакция «Перечня типовых управленческих документов, образующихся в деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций с указанием сроков хранения». В отличие от предшественника с примерно пятью сотнями статей новый перечень содержит более 1 тыс. статей по видам документов. Многие, вероятно, имели возможность следить за публичным обсуждением проекта перечня на форуме портала «Архивы России». Замечаний там высказано было немало, причем как справедливых, так и ошибочных. Сразу скажу, что по результатам обсуждения в перечень внесены уточнения. В ближайшие дни перечень будет в установленном порядке внесен на утверждение в Минкультуры России, а затем, надеюсь, на регистрацию в Минюст России.
     Совсем недавно Госдума приняла в первом чтении проекты федеральных законов «Об электронной подписи» и о внесениях изменений и дополнений в Федеральный закон «Об информации, информатизации и информационных технологиях» (их суть – придание электронному документу при соблюдении соответствующих требований по оформлению полноценной юридической силы). После принятия этих законов перед нами встанет задача подготовки соответствующих корректив в Правила делопроизводства в федеральных органах исполнительной власти. В числе возможных корректив – наделение ведомств правом определять по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в сфере архивного дела виды документов, которые могут вестись только на электронном носителе без бумажного аналога. Вопрос этот носит дискуссионный характер и, безусловно, при подготовке предложений мы обязательно будет советоваться с руководителями служб ДОУ федеральных органов власти.
     В целом, считаю необходимым отметить, что жизнь требует все большего участия архивной службы в регулировании документационного обеспечения управления, в решении вопросов внедрения электронного документооборота. И мы не собираемся уходить в сторону от этих проблем, считая их приоритетным направлением, благодаря которому в архивное дело придут новые технологии.
     Обеспечение стабильности кадрового состава федеральных архивных учреждений, привлечение и сохранение квалифицированных кадров, повышение профессионализма трудовых коллективов были и остаются в центре внимания Росархива и руководства федеральных архивов.
     В 2009 г. федеральных архивах укомплектованность кадрами несколько улучшилась (с 65-67% до 71%). Во многом это связано с сокращением рынка труда.
     Однако приток новых кадров нередко осуществлялся за счет работников старших возрастов, не имеющих специального образования. Доля руководителей и специалистов в возрасте старше 50 лет по-прежнему продолжала расти, число архивистов 30-40 лет сокращалось и составило 30% от общего числа. Продолжалось снижение доли специалистов с высшим образованием (68%), профильным образованием (36% специалистов с высшим образованием).
     Благодаря нашему сотрудничеству с РГГУ федеральные архивы своевременно информировались о сроках и условиях приема на заочное отделение ИАИ РГГУ по специальности «историко-архивоведение» на бюджетную (бесплатную) и договорную формы обучения.
     Уровень средней заработной платы сотрудников федеральных архивных учреждений (см. слайд 24) в 2009 г. достиг 18,7 тыс. руб. с учетом внебюджетных средств, из них за счет средств федерального бюджета – 14,7 тыс. руб.; за счет внебюджетных доплат – 4,0 тыс. руб.
     Деньги эти, прямо скажем, небольшие, особенно для столиц, где расположены почти все федеральные архивы.
     К сожалению, в связи с предстоящим принятием федерального закона по реформе организаций бюджетной сферы (как мы знаем, первое его чтение в Госдуме уже состоялось), у архивистов возникли опасения: как закон отразится на их материальном положении? Только что состоялись итоговые собрания во всех федеральных архивах, и повсеместно об этом задавались вопросы.
     В этой связи считаю необходимым сказать, что выбор между статусом нового бюджетного учреждения, по форме хозяйствования являющегося фактически тем же автономным некоммерческим учреждением, и статусом казенного учреждения, остающегося на сметном финансировании, – это по большому счету выбор пути дальнейшего развития архивной службы в России. И мы со всей ответственностью будем подходить к нему, руководствуясь проверенным принципом: «семь раз отмерь, один – отрежь».
     Тем не менее позволю себе несколько ремарок. Как известно, по обязательствам бюджетных учреждений государство не будет нести субсидиарную ответственность, сметный принцип финансирования заменят бюджетные субсидии, выдаваемые под рассчитанные по специальным методикам государственные задания. А дальше такое бюджетное учреждение, как говорится, должно «плыть самостоятельно». По логике авторов законопроекта, от качества платных услуг в сфере образования, здравоохранения или культуры будут зависеть размеры дополнительных доходов учреждений. И, соответственно, в конкурентной борьбе на рынке таких услуг выживут сильнейшие, слабейшие же через какое-то время пойдут ко дну.
     Может быть, такая логика и применима к поликлиникам, филармониям или театрам. Но давайте вдумаемся: какая может быть конкуренция за потребителя между федеральными архивами? Ведь интенсивность обращений граждан в архив зависит не столько от качества услуг, сколько от конкретного состава фондов архива. В этом отношении каждый архив индивидуален. Да и в целом главная задача архивов – не исполнение услуг (самую массовую услугу – ответы на социально-правовые запросы – архивы, кстати, реализуют бесплатно), а выполнение государственных функций по сохранению и пополнению документов Архивного фонда России, являющихся государственной или муниципальной собственностью. Мне трудно припомнить, чтобы в цивилизованных странах национальные архивы не были делом государственным. В Северной Америке или Западной Европе национальные архивы находятся на сметном бюджетном финансировании, платные работы и услуги выполняют в минимальном количестве, доходы от них зачисляются в бюджет.
     Поэтому «изобретать велосипед», конечно, не хотелось бы. Вместе с тем, отдавая в доход бюджета честно заработанные средства, большая часть которых сегодня идет на социальную поддержку работников, мы не можем допустить ухудшения материального положения трудовых коллективов.
     Как известно, 2010 год – переходный в рамках бюджетной реформы. При формировании проекта федерального бюджета на 2011 и последующие годы должен учитываться новый статус (бюджетный или казенный) учреждений, и мы вправе ожидать, что государственная поддержка архивов будет существенно увеличена.
     Несколько слов еще об одной болевой проблеме. В зале присутствуют представители федеральных органов власти. Многие имеют собственные территориальные органы. До принятия Федерального закона «Об архивном деле в Российской Федерации» государственные архивы субъектов Российской Федерации и муниципальные архивы комплектовались документами территориальных органов и организаций. А затем территориальный принцип комплектования и право собственности на архивные документы вступили в некоторое противоречие: большинство субъектов Российской Федерации бесплатно принимать документы не захотели.
     Проект федерального закона, предусматривающий передачу полномочий от Российской Федерации её субъектам по хранению, комплектованию, учету и использованию архивных документов федеральной собственности, готов. Замечаний с точки зрения его политической и юридической целесообразности нет. Аналогичный закон имеется по архивам ЗАГСов. Проблема в одном – в финансовой цене вопроса, поскольку для реализации закона необходимо выделение субвенций субъектам Российской Федерации. Откровенно скажу: задача обеспечения сохранности, комплектования, учета и использования документов территориальных органов напрямую связана с восстановлением вертикали управления архивным делом в Российской Федерации. Для нас это безусловный приоритет в дальнейшей деятельности. Поэтому всеми силами будем продвигать законопроект, рассчитываем здесь на вашу поддержку.
     Уважаемые коллеги! Ушедший 2009 год был сложным и трудным, но он, несомненно, не потерян для архивного дела и делопроизводства. Как вы слышали, по ряду направлений нам удалось добиться весомых результатов. Позвольте поблагодарить руководящий состав и всех работников федеральных архивных учреждений, а также руководителей служб ДОУ и ведомственных архивов за проделанную работу.
     Не сомневаюсь, в наступившем 2010 году мы по-прежнему будем честно выполнять профессиональный долг и справимся с теми задачами, которые ставят перед нами общество и государство.
     Итоги 2009 г. и задачи на 2010 г. изложены в проекте решения коллегии. Прошу его поддержать.
     Спасибо за внимание.

 


     © Росархив 2009–2024.
     Условия использования материалов

     Дистрибутивы программ

     Поддержка сайта:
     support@archives.ru

        Журнал 'Вестник архивиста'   Международный совет архивов