Проект Концепции развития архивного дела в Российской Федерации на период до 2020 года


Проект
Концепция развития архивного дела
в Российской Федерации на период до 2020 года
1. Общие положения
Концепция среднесрочного развития архивного дела в Российской Федерации (далее – Концепция) разработана в целях определения путей и способов модернизации отечественного архивного дела, достижения принципиально нового, сопоставимого по основным показателям с лучшими мировыми аналогами, уровня организации деятельности в сфере хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов, отвечающего потребностям и нуждам современного информационного общества.
В соответствии с этой целью в Концепции сформулированы:
-
стратегические ориентиры среднесрочного развития архивного дела;
-
принципы, цель и задачи;
-
основные направления развития;
-
механизмы, этапы реализации и источники финансирования.
2. Стратегические ориентиры среднесрочного
развития архивного дела
2.1. Основные итоги развития архивного дела в Российской Федерации
В ходе социально-экономических реформ последних десятилетий разработано, с учетом передового отечественного и зарубежного опыта, новое архивное законодательство, которое положительно отразилось на деятельности российских архивов, а также позволило кардинально расширить доступ пользователей к архивным документам.
Действующая система публичных архивов разделена на три уровня – федеральный (15 архивов), субъектов Российской Федерации (204) и муниципальный (2263), в которых работает в общей сложности более 16 тыс. человек. В ближайшей перспективе это количество будет уточнено в связи с вхождением в состав Российской Федерации Республики Крым и города федерального значения Севастополя, интеграцией их архивов в архивную отрасль Российской Федерации.
Архивы являются государственными и муниципальными учреждениями (как правило, казенными) и включают в себя основные (исторические) архивы, хранящие управленческую и научно-техническую документацию, фонды личного происхождения, архивы документов по личному составу и архивы с документами на нетрадиционных и новых носителях (аудиовизуальные, электронные).
Помимо публичных архивов правом депозитарного (длительного) хранения отдельных обособленных комплексов документов Архивного фонда Российской Федерации, находящихся в федеральной собственности, законодательно наделены 28 федеральных органов исполнительной власти и организаций (МИД России, Минобороны России, МВД России, ФСБ России, СВР России, ФСО России и др.).
Кроме того, в процессе социально-экономических реформ в стране созданы и действуют негосударственные (частные)организации, обеспечивающие сохранность и использование архивных документов негосударственных организаций.
Модернизация инфраструктуры архивной отрасли в последнее десятилетие обеспечила определенные позитивные результаты, как на федеральном, так и на региональном и муниципальном уровнях. В частности, растет доля документов государственных архивов, находящихся в нормативных условиях, обеспечивающих их постоянное (вечное) хранение, достигшая в настоящее время более 22 %, в том числе по федеральным архивам – 50 %.
В автоматизированную систему государственного учета документов Архивного фонда Российской Федерации введено более 60 % описаний документов на уровне фонда и около 20 % описаний на уровне дела, большая часть которых доступна в режиме онлайн. Архивы приступили к переводу в электронную форму наиболее востребованных архивных фондов, доведя к настоящему моменту их долю в общем объеме до 3 %. Сохраняется сложившаяся в последнее время тенденция ежегодного почти 5 % роста числа пользователей архивной информацией, в том числе за счет расширения доступа пользователей к архивным документам.
Во многих архивах установлены современные системы безопасности, передвижные стеллажи, новое лабораторное оборудование для реставрации и страхового копирования архивных документов, высокопроизводительные сканеры, проложены локально-вычислительные сети. Все это дает возможность российским архивам стабильно выполнять основные функции по обеспечению сохранности, комплектованию и учету документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов, а также оказывать на удовлетворительном уровне государственные и муниципальные услуги по информационному обслуживанию пользователей.
Общий уровень развития российского архивного дела, включая нормотворческую, научно-методическую и организационную деятельность, а также состояние архивной инфраструктуры, в целом превосходит уровень большинства государств ближнего зарубежья.
Вместе с тем по технической оснащенности, обеспеченности резервными площадями архивохранилищ, уровню внедрения современных информационных технологий в деятельность архивов Россия отстает от наиболее развитых стран мира. Отечественные архивы пока не в состоянии работать с большими массивами электронных документов, которые в скором времени должны будут приниматься в них на постоянное хранение.
Кроме того, разделение в 2004 году функций реализации государственной политики и оказания государственных услуг в сфере архивного дела привело к разрушению вертикали управления в архивной отрасли и, как следствие, к неоправданной ликвидации самостоятельности отдельных уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области архивного дела, что отрицательно сказалось на организации архивной деятельности в ряде регионов и муниципальных образований.
2.2. Вызовы предстоящего среднесрочного периода
Современный период открыл для отечественного архивного дела широкие возможности и перспективы, вместе с тем усилив прежние и создав новые факторы (угрозы), к числу основных из которых следует отнести:
-
отсутствие прочных традиций правовой и информационной культуры зрелого гражданского общества, одной из отличительных черт которого является значимый социальный и общественный статус профессии архивиста и архивного дела в целом;
-
отсутствие правового регулирования и государственного контроля за соблюдением законодательства в области делопроизводства, отрыв архивного дела от делопроизводства;
-
слабая материально-техническая база архивов, дефицит свободных площадей и перегруженность действующих архивохранилищ в условиях постоянного увеличения объемов подлежащих приему на постоянное хранение документов, а также документов по личному составу;
-
нерешенность проблемы хранения документов территориальных органов федеральных органов государственной власти и федеральных организаций;
-
несовершенство существующей системы рассекречивания архивных документов, тормозящее рост числа пользователей архивной информации.
Помимо этого в начале XXI века российские архивы столкнулись с новыми вызовами, обусловленными стремительным развитием информационного общества, распространением новых технологий в сфере документационного обеспечения управления, все большим распространением электронного документооборота, что неизбежно ставит вопрос об адаптации архивов к реалиям информационного общества.
Ключевыми рисками развития архивного дела в среднесрочном периоде будут оставаться возможные финансовые ограничения, вызванные осложнением финансово-экономической ситуации в стране, которые могут негативно отразиться на исполнении функций архивов по обеспечению сохранности документов, доступа к ним пользователей и в целом на их использовании в интересах граждан, общества и государства.
2.3. Целевые ориентиры
Достижение стратегической цели означает формирование качественно нового состояния российских архивов, соответствующего статусу России как ведущей мировой державы XXI века, надежно обеспечивающей национальную безопасность и реализацию конституционных прав граждан на получение информации, что позволит, в частности, к 2020 году:
-
долю населения, положительно оценивающих деятельность архивов, с 55 до 75 %;
-
долю электронного документооборота между федеральными органами государственной власти в общем объеме межведомственного документооборота с 59,3 до 70 %;
-
долю документов, находящихся в нормативных условиях, по федеральным архивам с 51 до 60 % и по государственным архивам субъектов Российской Федерации с 22,4 до 24 % от их общего объема;
-
долю описаний фондов государственных и муниципальных архивов, доступных в режиме онлайн, с 60 до 100 %;
-
долю описаний дел государственных архивов, включенных в электронные описи, иные информационно-поисковые системы и доступных в режиме онлайн, с 20 до 40 %;
-
количество государственных архивов, имеющих собственные интернет-сайты с электронными сервисами, интегрированными с соответствующими порталами государственных (муниципальных) услуг, до 100 %;
-
среднюю численность пользователей архивной информации на 10 тыс. чел., с 250 до 400 чел.
увеличить:
3. Принципы, цель и задачи среднесрочного развития архивного дела
3.1. Принципы развития архивного дела
Развитие архивного дела в среднесрочной перспективе должно основываться на следующих принципах:
-
преемственности, предусматривающей сохранение сложившихся традиций функционирования российского архивного дела, в частности, территориального принципа комплектования архивных документов;
-
эволюционности, предполагающей в среднесрочной перспективе одновременный прием, комплектование и использование как документов на традиционных носителях, так и электронных документов;
-
открытости, означающей последовательное расширение возможностей доступа к архивным документам за счет улучшения работы читальных залов архивов; перевода ранее засекреченных архивных документов на открытое хранение; активизации их оцифровки с размещением электронных копий архивных документов и поисковых средств к ним в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в том числе в форматах открытых данных;
-
экономичности, подразумевающей уменьшение издержек бюджетов всех уровней и затрат организаций на содержание архивных документов за счет сокращения сроков хранения документов; ужесточения критериев отбора документов на постоянное хранение; разработки и внедрения инновационных технологий хранения архивных документов и поиска архивной информации; использования лучших мировых и отечественных проектов, оптимальных решений при строительстве архивных зданий, оснащении их специальным технологическим оборудованием; повышения производительности труда архивистов;
-
партнерства, означающего организацию взаимовыгодных деловых отношений с научными организациями, учреждениями культуры, представителями бизнес-сообщества, мировым архивным сообществом, а также двухстороннего сотрудничества.
3.2. Цель и задачи развития архивного дела
Цель и задачи развития отечественного архивного дела на среднесрочную перспективу определяются Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Стратегией развития информационного общества в Российской Федерации, Стратегией инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, государственными программами Российской Федерации «Информационное общество
Основной целью развития архивного дела в среднесрочной перспективе является приведение деятельности российских архивов в соответствие с потребностями и нуждами современного информационного общества.
Для ее достижения необходимо решить следующие ключевые задачи:
-
сохранить действующую трехуровневую систему государственных и муниципальных архивов, изменения в которой (создание, реорганизация или ликвидация) будут происходить лишь в связи с мерами органов государственной власти и органов местного самоуправления по уточнению границ административно-территориальных образований и оптимизации структуры соответствующих администраций;
-
продолжить модернизацию инфраструктуры российских архивов, созданную, в основном, в советское время (из 2811 зданий государственных и муниципальных архивов только 184 специально построены для нужд архивного хранения, остальные приспособлены; многие требуют капитального ремонта или реконструкции);
-
установить на общегосударственном уровне единые принципы организации, унификации и стандартизации документации, в том числе создаваемой и существующей только в электронном виде;
-
интегрировать архивы в систему электронного правительства; создать условия для работы с электронными документами, передаваемыми на постоянное хранение из федеральных органов государственной власти, для чего организовать на базе одного из федеральных архивов Центр хранения электронных документов с функциями централизованного приема, хранения и организации доступа к электронным документам постоянного срока хранения федеральных органов государственной власти и организаций, являющихся источниками комплектования федеральных архивов, использующих системы электронного документооборота. Кроме того, наделить его правом централизованного хранения электронного фонда пользования на документы Архивного фонда Российской Федерации, находящихся в федеральных архивах, ведения общеотраслевых баз данных, в первую очередь Центрального фондового каталог.Рекомендовать субъектам Российской Федерации организацию аналогичных центров либо использование центров обработки данных (ЦОД);
-
сформировать совместно с заинтересованными федеральными органами государственной власти полноценную нормативную правовую базу по созданию и хранению электронных документов в делопроизводстве, в архивах органов государственной власти и органов местного самоуправления;
-
разработать с учетом результатов реализации пилотного проекта по обмену электронными документами между Аппаратом Правительства Российской Федерации, Минкомсвязью России, Минфином России и Минэкономразвития России единые технологии, форматы, стандарты и регламенты работы с электронными документами, их передачи на постоянное хранение в архивы;
-
организовать научно-методическое и практическое взаимодействие и партнерство с органами государственной власти, органами местного самоуправления, научными и образовательными учреждениями, представителями бизнес-сообщества в области работы с электронными документами;
-
сохранить научно обоснованный территориальный принцип комплектования отечественных архивов, решив проблему приема на хранение в государственные и муниципальные архивы документов территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и иных федеральных органов и организаций, расположенных на территории субъектов Российской Федерации;
-
оптимизировать состав документов, отбираемых на постоянное хранение, с учетом совершенствования критериев отбора документов и экспертизы их ценности, осуществления разработки перечней документов с указанием сроков их хранения по всем основным отраслям деятельности государства и общества, предусматривающих сокращение сроков ведомственного хранения архивных документов;
-
расширить оказание государственными и муниципальными архивами методической помощи органам государственной власти, органам местного самоуправления в работе архивов и организации делопроизводства.
Реализация этих задач должна обеспечить:
-
развитие российского архивного дела и делопроизводства в русле передовых мировых тенденций и технологий;
-
преодоление отрыва архивного дела от делопроизводства;
-
более высокий качественный уровень и доступность государственных и муниципальных услуг архивов в соответствии с интересами и потребностями граждан;
-
открытость и прозрачность принятия управленческих решений в архивном деле при сокращении документооборота и оптимизации финансовых затрат на разработку и создание систем документооборота, в том числе электронного;
-
повышение степени защиты архивной информации от несанкционированного доступа;
-
интеграцию информационных ресурсов архивов с другими информационными ресурсами.
4. Основные направления реализации Концепции
Основными направлениями реализации Концепции являются:
-
выработка и реализация государственной политики и нормативно-правового регулирования в сферах архивного дела и делопроизводства;
-
обеспечение надежной сохранности и организация государственного учета документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов;
-
качественное формирование Архивного фонда Российской Федерации;
-
организация эффективного использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов, предоставление информационных услуг;
-
развитие кадрового потенциала архивов.
Дальнейшее развитие архивного дела невозможно без совершенствования законодательной базы, в том числе в области документационного обеспечения управления. В этих целях представляется необходимым внести изменения в действующее законодательство Российской Федерации, а также принять ряд новых нормативных правовых актов, направленных на реализацию государственной политики в сфере архивного дела и делопроизводства, в том числе в области электронного документооборота. В частности, подготовить проекты нормативных правовых актов по вопросам:
-
сокращения сроков хранения документов по личному составу с 75 лет до 20;
-
наделения субъектов Российской Федерации полномочиями по комплектованию, хранению, учету и использованию документов территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и иных федеральных органов и организаций, расположенных на территории субъектов Российской Федерации;
-
усиления ответственности за не передачу на хранение в государственные и муниципальные архивы документов ликвидируемых организаций;
-
наделения одного из федеральных органов исполнительной власти полномочиями по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области делопроизводства, а также осуществления государственного контроля и надзора в установленной сфере деятельности;
-
установления требований к электронным документам;
-
межведомственного электронного документооборота и архивного хранения электронных документов;
-
унификации и стандартизации используемых систем электронного документооборота органов государственной власти.
Предполагается инициировать внесение изменений в федеральное законодательство в части совершенствования контроля за соблюдением законодательства в области архивного дела негосударственными организациями, создания механизма такого же контроля на муниципальном уровне.
Кроме того, необходимо разработать и утвердить:
-
правила организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов в государственных органах, органах местного самоуправления и организациях;
-
порядок подготовки и передачи в государственные и муниципальные архивы документов Архивного фонда Российской Федерации, созданных в форме электронных документов;
-
перечень документов, образующихся в деятельности кредитных организаций, с указанием сроков хранения.
Продолжится работа по организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов в интересах граждан, общества и государства, в том числе:
-
совершенствование условий хранения документов в архивах в целях обеспечения гарантированного доступа к ним пользователей;
-
развитие информационного потенциала Архивного фонда Российской Федерации путем качественного комплектования архивов:
-
документами организаций – источников комплектования, сроки ведомственного хранения которых истекли;
-
документами личного происхождения;
-
особо ценными архивными коллекциями, приобретаемыми в собственность государства в рамках архивной «Россики».
При комплектовании архивов особое внимание будет уделено приему на постоянное хранение документов из Архива Президента Российской Федерации, документов, хранящихся в организациях сверх установленного срока ведомственного хранения, а также от ликвидированных организаций.
В условиях массового использования информационно-коммуникационных технологий неуклонно увеличивается часть документации, создаваемой в электронной форме. Развитие электронного документооборота и увеличение объема электронных документов объективно должны привести к постепенному видовому изменению состава Архивного фонда Российской Федерации и в конечном итоге – к уменьшению объемов приема бумажной документации на постоянное хранение. Это, с одной стороны, предполагает определенное сокращение дефицита площадей архивохранилищ, с другой – необходимость создания условий для приема значительных массивов электронных документов. Поэтому подготовка архивов к приему, сохранению и использованию электронных документов, обеспечению их аутентичности – приоритетное направление развития архивного дела.
В государственных и муниципальных архивах по данным ведомственной статистики хранится около 67 млн. единиц хранения документов по личному составу, из них примерно 17 млн. созданы после введения в начале XXI века персонифицированного учета работающих. Эти документы не входят в состав Архивного фонда Российской Федерации, но их упорядочение, учет, обеспечение сохранности и использование являются финансово затратными, поскольку осуществляются по тем же правилам, что и для документов постоянного срока хранения.
В настоящее время объем ежегодного приема документов по личному составу в государственные и муниципальные архивы существенно превышает показатель приема документов постоянного срока хранения (по данным ведомственной статистики за 2013 год около 5 млн. единиц хранения против 1,9 млн.), усугубляя дефицит свободных площадей архивохранилищ, а исполнение социально-правовых запросов граждан поглощает существенную часть бюджета рабочего времени архивистов.
В этой ситуации, с целью устранения дублирования между государственными и муниципальными архивами и архивами Пенсионного фонда Российской Федерации, минимизации бюджетных расходов целесообразно реализовать комплекс мер, направленных на сокращение сроков хранения документов по личному составу.
Важным представляется также:
-
ужесточить систему мер административного взыскания в отношении должностных лиц организаций, допустивших нарушение требований архивного законодательства (не обеспечили своевременное упорядочение документов и их передачу на архивное хранение, допустили утрату или уничтожение документов и др.);
-
установить правовые нормы о необходимости предоставления негосударственными организациями в случае ликвидации в органы государственной регистрации документального подтверждения передачи документов по личному составу в государственные и муниципальные архивы.
Социально значимыми государственными (муниципальными) услугами архивов, которыми ежегодно пользуются миллионы физических и юридических лиц, являются организация доступа к архивным фондам и информационное обслуживание органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и граждан.
В демократическом государстве обеспечение возможности оперативного и свободного доступа всех категорий пользователей к открытой архивной информации – предмет особого внимания и залог духовного развития общества.
Для большинства профессиональных ученых работа с подлинниками архивных документов в читальных залах останется главным способом исследования. Вместе с тем уже сегодня общество ожидает расширения доступа к архивным фондам в режиме онлайн, поскольку для многих людей «Интернет» стал универсальным читальным залом. Количество пользователей архивной информации, отдающих предпочтение электронным технологиям, будет неуклонно возрастать. Для решения этой проблемы требуется, с одной стороны, обеспечить доступ к архивным документам, которые изначально созданы в цифровой форме, с другой – перевести в цифровой формат наиболее ценные и востребованные обществом документы на бумажном носителе.
Для расширения доступа необходимо последовательно выполнить следующие мероприятия:
-
продолжить развитие общеотраслевого портала «Архивы России», разместив на нем полную информацию о составе и содержании хранящихся в государственных и муниципальных архивах фондах и предоставляемых ими услугах, а также создать сайты всех государственных архивов и/или уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области архивного дела, оснастив их необходимыми электронными сервисами для взаимодействия с пользователями, интегрированными с федеральным и региональными порталами государственных (муниципальных) услуг;
-
на основе общеотраслевых программных комплексов «Архивный фонд», «Фондовый каталог» и «Центральный фондовый каталог», баз данных о местах хранения документов по личному составу и электронных путеводителей по архивам создать общероссийскую архивно-информационную систему, обеспечивающую в режиме онлайн доступ к основным справочникам о составе и содержании архивных документов и описаниям всех архивных фондов с возможностью их автоматизированного поиска;
-
довести долю переведенных в электронную форму архивных фондов, коллекций, документов по актуальной исторической тематике, а также документальных комплексов, содержащих генеалогическую информацию, к которым существует устойчивый и широкий общественный интерес, до 20 %, предоставив к ним онлайн-доступ, в том числе на платной основе, в удобных для пользователей форматах;
-
осуществить последовательный переход от создания традиционных поисково-справочных средств (описей и каталогов) к документам Архивного фонда Российской Федерации на бумажном носителе к электронным формам, обеспечить их нормативную комплектность, а также завершить создание путеводителей по фондам архивов;
-
расширить практику публичного представления архивных документов посредством электронных экспозиций и публикаций с размещением в сети «Интернет»;
-
создать условия для доступа к поступившим на архивное хранение электронным документам, в том числе с использованием облачных технологий;
-
продолжить на основе актуализированного Порядка использования архивных документов в государственных и муниципальных архивах Российской Федерации совершенствование работы читальных залов архивов, оснащение их необходимыми техническими средствами и инструментарием для поиска ретроспективной информации, а также укомплектование их квалифицированным персоналом для оказания консультационной помощи;
-
интенсифицировать рассекречивание архивных документов, в первую очередь созданных в деятельности ликвидированных организаций, не имеющих правопреемников. Внести на рассмотрение уполномоченных органов предложения по ускорению темпов и масштабов рассекречивания архивных документов, исключив при этом возможность несанкционированного доступа к архивным документам, содержащим государственную или иную охраняемую законом тайну;
-
продолжить качественное и своевременное описание поступающих на хранение архивных документов, а также архивных фондов, описанных до 1960-х годов, как одного из ключевых факторов обеспечения доступа к их использованию.
В части информационного обслуживания необходимо сократить сроки подготовки ответов на запросы, в первую очередь, связанные с реализацией конституционных прав и свобод граждан.
Для этого предстоит:
-
создать единую общероссийскую межотраслевую базу данных о местах хранения документов по личному составу, обеспечивающую большую оперативность нахождения необходимых пользователям сведений, что позволит сократить сроки исполнения поступающих в архивы запросов, а также повысить их результативность;
-
обеспечить на федеральном уровне и во всех субъектах Российской Федерации электронное взаимодействие с использованием информационно-коммуникационных каналов государственных и муниципальных архивов с отделениями Пенсионного фонда Российской Федерации, органами государственной власти и органами местного самоуправления, использующих архивную информацию при оказании государственных и муниципальных услуг;
-
организовать предоставление информационных архивных услуг через многофункциональные центры оказания государственных услуг, федеральные и региональные сайты государственных услуг.
При этом архивы должны постоянно расширять круг потенциальных потребителей архивной информации, искать инновационные способы использования архивных документов, стимулируя для этого интерес к отечественной истории и к ее документальным источникам.
Переход к гражданскому обществу и рыночной экономике обусловили создание и функционирование в России архивов частных организаций. Ответственность организаций негосударственного сектора в отношении создаваемых ими в процессе деятельности документов, включая финансовую и кадровую документацию, заключается, прежде всего, в обеспечении их сохранности. В соответствии с действующим законодательством это может быть реализовано через передачу документов на постоянное хранение по договору в государственные или муниципальные архивы, создание собственных частных архивов, либо передачу архивных документов на хранение в другие негосударственные архивы.
С учетом этого должна вырабатываться и реализовываться государственная политика в отношении негосударственной части документального наследия страны, поддерживаться государственно-частное партнерство в сфере архивного дела, поощряться создание и функционирование негосударственных архивов.
Для этого необходимо:
-
оказание со стороны государственных и муниципальных архивов профессиональной методической и практической помощи организациям негосударственного сектора, обеспечивающей единую методику организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации независимо от их формы собственности и места хранения;
-
разработка механизмов и правил добровольной сертификации архивов коммерческих организаций;
-
создание саморегулируемой организации (СРО) в сфере архивного дела с возложением на нее задач по внедрению норм и требований по хранению, комплектованию, учету и использованию архивных документов в деятельность негосударственных организаций и архивов.
Формирование эффективной системы взаимодействия и взаимовыгодного сотрудничества между государственными (муниципальными) и негосударственными архивами позволит обеспечить как сохранение негосударственной части документального наследия страны, так и законные права граждан, занятых в негосударственном секторе.
5. Механизмы, этапы реализации и источники
финансирования Концепции
5.1. Механизмы реализации Концепции
Реализация Концепции обеспечивается следующими механизмами:
1) правовым – разработка и принятие нормативных правовых актов, направленных на совершенствование государственной политики в области архивного дела и документационного обеспечения управления.
2) научно-методическим, исследовательским и организационным – выполнение программы отраслевых научно-исследовательских работ, предполагающей теоретические и прикладные исследования по тематике, отражающей интересы решения общегосударственных задач, соответствующей современным потребностям информационного общества и архивной отрасли, прежде всего, по вопросам:
архивирования, сохранения и использования электронных документов;
организации эффективного научного взаимодействия между Всероссийским научно-исследовательским институтом документоведения и архивного дела, Российским государственным гуманитарным университетом, другими вузами, занимающимися подготовкой кадров в области архивного дела и документоведения, осуществляемого в форме совместных научных и образовательных проектов, иных мероприятий на договорной основе;
осуществления поддержки деятельности научно-методических советов архивных учреждений федеральных округов;
внедрения передовых разработок и методик в практическую деятельность архивов;
изучения лучших мировых практик организации архивного дела посредством дальнейшего развития деловых связей с архивами иностранных государств на основе двустороннего и многостороннего сотрудничества, с Международным советом архивов, а также неправительственными организациями; обмена опытом работы и научно-методическими разработками; реализации совместных проектов по изданию документальных сборников и организации документальных выставок;
внедрения инноваций, направленных на повышение эффективности работы российских архивов, соответствие лучшим мировым образцам и потребностям общественного развития;
3) финансовым и материально-техническим – участие архивов в реализации федеральных, региональных и иных целевых программ развития культуры, архивного дела, информатизации и отдельных территорий (федеральных округов, регионов), позволяющих:
сконцентрировать усилия архивов на комплексном и системном решении существующих проблем;
обеспечить прозрачность и обоснованность целей развития, их направленность на достижение конкретных социально значимых показателей,
повысить адресность и эффективность расходования бюджетных средств;
укрепить материально-техническую базу архивных учреждений, их инфраструктуру;
4) информационным –
организация масштабных выставочных и интернет-проектов, посвященных актуальным историческим темам, в том числе часто подвергаемым искажению и фальсификации;
подготовка и издание сборников документов и документальных публикаций;
информационная поддержка мероприятий, посвященных празднованию знаковых дат в истории Отечества;
совершенствование механизмов и принципов «Открытого правительства» в целях создания эффективной обратной связи, расширения спектра используемых каналов связи и коммуникаций;
5) кадровым – мероприятия по выполнению Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 597 и Плана мероприятий («дорожной карты)» «Изменения в отраслях социальной сферы, направленных на повышение эффективности архивного дела», нацеленные на:
уточнение показателей эффективности деятельности архивов;
создание действенных механизмов оценки работы архивистови соответствия уровня оплаты труда его качеству;
переход преимущественно на автоматизированный мониторинг планов и результатов деятельности государственных и муниципальных архивов;
доведение к 2018 году заработной платы работников государственных и муниципальных архивов до уровня средней оплаты труда по соответствующему региону, что позволит повысить престиж работы архивистов, обеспечить стабильность трудовых коллективов и рост их профессионализма;
приведение штатной численности государственных и муниципальных архивов в соответствие с объемами хранящихся в них документов и количеством поступающих запросов;
усовершенствование на основе актуализированных программ существующей системы непрерывной профессиональной переподготовки кадров;
развитие в учебных заведениях, готовящих специалистов в области документоведения и архивного дела, самостоятельного направления профессионального образования по подготовке кадров для работы с электронными документами, при сохранении полноценных программ подготовки специалистов для работы с архивными документами на традиционных носителях.
Концепция реализуется в соответствии со сформированным на федеральном уровне планом мероприятий («дорожной картой»). Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления должны руководствоваться положениями Концепции при организации архивной деятельности на местах.
5.2. Этапы реализации Концепции
Концепция реализуется в 2 этапа.
На первом этапе (2014–2017 годы) предусматривается:
-
реализовать предложения по совершенствованию законодательства, принятию иных нормативных правовых актов в сферах архивного дела и делопроизводства;
-
осуществить разработку и утверждение значений целевых показателей результативности по основным направлениям, определенным в Концепции;
-
провести научно-исследовательские работы в сферах архивного дела и делопроизводства;
-
продвинуться в выполнении утвержденных целевых показателей.
На втором этапе реализации Концепции (2018–2020 годы) предусматривается осуществить:
-
мониторинг хода реализации Концепции и корректировку мероприятий по реализации задач, направленных на нормативно-правовое, организационное и экономическое обеспечение реализации Концепции;
-
внедрить подготовленные научно-методические и исследовательские разработки;
-
выполнить утвержденные целевые показатели.
5.3. Источники финансирования реализации Концепции
Финансовое обеспечение реализации Концепции осуществляется в рамках:
-
действующих и принимаемых в установленном порядке государственных, федеральных, региональных и иных целевых программ развития сфер культуры и информатизации, архивного дела и отдельных территорий (федеральных округов, регионов);
-
текущего содержания архивных учреждений страны;
-
выделения из соответствующих бюджетов субвенций на осуществление передаваемых полномочий по комплектованию, хранению, учету и использованию архивных документов на нижестоящий уровень.