Доклад Т.А.Мещериной на заседании научного Совета Уральского федерального округа 17.06.2010 г.

Страница для печативерсия PDF

«Проблемы комплектования Архивного фонда Российской Федерации на современном этапе»

Доклад заместителя начальника Управления организации архивных услуг – начальника отдела комплектования и ДОУ Росархива Т.А. Мещериной на заседании научного Совета Уральского федерального округа 17.06.2010 г.

Уважаемые коллеги!

     Комплектование документами Архивного фонда Российской Федерации является одним из важнейших направлений деятельности государственных и муниципальных архивов, поскольку они должны постоянно пополняться архивными документами, отражающими материальную и духовную жизнь общества, имеющими историческое, научное, социальное, экономическое, политическое и культурное значение.

     Следует отметить, что организация, сам процесс комплектования архивных фондов непосредственно связаны с целым рядом объективных факторов, характеризующих развитие нашего общества на современном этапе, т.е. с теми изменениями, которые происходят в политической, экономической, социальной и других сферах общественной жизни. Таковыми, оказывающими существенное влияние на процесс комплектования государственных и муниципальных архивов, являются:

  • финансово-экономический кризис;

  • продолжение административной реформы и реформы органов местного самоуправления, повлекшими за собой значительные структурные преобразования органов государственной власти и местного самоуправления;

  • продолжающийся процесс ликвидации и реорганизации государственных организаций, ликвидации негосударственных структур, в том числе в ходе банкротства;

  • продолжающийся процесс приватизации организаций.

  • широкое внедрение в практику работы организаций всех форм собственности информационно-коммуникационных технологий, проведение работ по формированию электронного правительства и электронного документооборота;

  • рост документооборота в стране, в т.ч. документов, относящихся к составу Архивного фонда Российской Федерации.

     Применительно к архивной отрасли все эти процессы ставят перед архивными учреждениями в области комплектования следующие практические задачи:

  1. Решение вопросов, связанных с обеспечением сохранности архивных документов ликвидированных организаций, в т.ч. по личному составу (их упорядочение и организация своевременного приема на постоянное или временное хранение). Это касается ликвидированных организаций как являющихся, так и не являющимися источниками комплектования государственных и муниципальных архивов;

  2. Осуществление необходимой методической и практической помощи организациям - источникам комплектования государственных и муниципальных архивов в организации работы архивных, экспертных и делопроизводственных служб;

  3. Усиление контроля за учетом и обеспечением сохранности документов приватизируемых организаций. Только в проект прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества на 2011 год и основных направлений приватизации федерального имущества на 2012 и 2013 годы, подготовленного на основании предложений федеральных органов исполнительной власти, включены сотни ФГУПов. Кроме этого Росимуществом предлагается дополнительно включить в проект прогнозного плана более 2 000 ФГУПов. Аналогичные процессы будут продолжаться и в субъектах Российской Федерации.

  4. Постоянное уточнение списков организаций-источников комплектования в связи с ликвидацией, реорганизацией, приватизацией организаций, совершенствование классификационной схемы построения списков;

  5. Совершенствование правовых основ включения в списки источников комплектования организаций с различной формой собственности, с разными организационно-правовыми формами деятельности;

  6. Выявление и изучение новых видов документов, не предусмотренных действующими перечнями и, соответственно, не имеющих установленный срок их хранения;

  7. Решение методических вопросов, связанных с экспертизой ценности документов и включением их в состав Архивного фонда Российской Федерации;

  8. Решение вопросов, связанных с комплектованием, хранением, учетом и использованием электронных документов в ведомственных и государственных архивах.

     На решение этих задач существенное влияние оказывает состояние нормативно-правового и методического обеспечения деятельности архивных учреждений по комплектованию архивных фондов, а оно, безусловно, нуждается в совершенствовании. Прежде всего, речь идет о внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об архивном деле в Российской Федерации».

     Как показала практика работы архивных учреждений после выхода Федерального закона «Об архивном деле в Российской Федерации» назрела настоятельная потребность в законодательном урегулировании проблемы комплектования государственных и муниципальных архивов документами территориальных органов федеральных органов государственной власти и федеральных организаций, иных государственных органов, расположенных на территории субъектов Российской Федерации. Цель – передача полномочий Российской Федерации субъектам Российской Федерации с возможностью делегирования части полномочий органам местного самоуправления по решению вопросов хранения, комплектования, учета и использования архивных документов, образовавшихся в процессе деятельности указанных выше федеральных органов и организаций, расположенных на их территории за счет субвенций из федерального бюджета

     Как известно совместно с Министерством культуры Российской Федерации Росархив подготовил проект федерального закона «О внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий в области архивного дела», который нашел поддержку Минэкономразвития России, Минрегиона России и ряда других заинтересованных органов и организаций. Вместе с тем не определен источник финансового обеспечения выделения дополнительных средств в связи с передачей соответствующих полномочий Российской Федерации субъектам Российской Федерации. Росархив никогда в своем бюджете не имел и до сих пор не имеет финансовых средств на эти цели. Тем не менее, Росархив рассчитывает на положительное решение данного вопроса в ближайшем будущем.

     После выхода Федерального закона № 125-ФЗ назрела настоятельная потребность внесения изменений и дополнений в Положение «О Министерстве культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации» и в Положение «О Федеральном архивном агентстве» с целью приведения отдельных их положений в соответствие с Федеральным законом «Об архивном деле в Российской Федерации», а также уточнения некоторых полномочий Минкультуры России в сфере архивного дела и полномочий Росархива.

     Росархив подготовил проект постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений и дополнений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам, регламентирующим деятельность Министерства культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации и Федерального архивного агентства» и направил его в Минкультуры России письмом еще 2006 году. К сожалению, на тот момент решить этот вопрос не удалось.

     В частности предлагалось уточнить полномочия Минкультуры России в части утверждения им ряда нормативных актов, регламентирующих деятельность архивных и экспертных служб (типовое положение о центральной экспертной комиссии (ЦЭК) федерального органа исполнительной власти, примерное положение о центральном архиве федерального органа исполнительной власти).

     Дополнение указанных полномочий было продиктовано необходимостью утверждения перечисленных документов Минкультуры России, так как они носят межведомственный характер и содержат правовые нормы. Так, например, в целях регламентации работы по организации экспертизы ценности документов в федеральных органах исполнительной власти Росархив подготовил типовое положение о Центральной экспертной комиссии федеральных органов исполнительной власти. Минкультуры России приказом от 27.01.2006 № 35 утвердило данное положение и направило его на регистрацию в Минюст России, который отказал в государственной регистрации данного нормативного правового акта в виду отсутствия у Минкультуры России соответствующих полномочий.

     Вызывают серьезную озабоченность факты принятия отдельных нормативных правовых актов, затрагивающих вопросы архивного дела, особенно в части установления сроков хранения отдельных видов документов, без согласования с Росархивом, что приводит в ряде случаев к нарушению архивного законодательства. Приведу лишь один пример.

     Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 г. № 423 утверждены «Правила ведения личных дел несовершеннолетних подопечных», пунктом 19 которых установлено, что «по достижении подопечным 18 лет его личное дело передается в архив субъекта Российской Федерации или муниципальный архив на хранение в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Личные дела подопечных хранятся в течение 75 лет.».

     Утвержденная редакция этого пункта постановления противоречит Федеральному закону от 22 октября 2004 г. № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации», в соответствии с которым государственные органы, органы местного самоуправления, организации обязаны обеспечивать сохранность архивных документов, в том числе документов по личному составу, в течение сроков их хранения, установленных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также перечнями документов.

     В соответствии с действующим законодательством документам по личному составу, к которым относятся и личные дела несовершеннолетних подопечных, действительно установлен срок их временного хранения - 75 лет, но не в государственных и муниципальных архивах, а в организациях.

     Из этого следует, что после достижения несовершеннолетними подопечными 18 лет их личные дела в течение 75 лет должны храниться в органах опеки и попечительства, после чего они подлежат экспертизе ценности и возможному отбору в состав Архивного фонда Российской Федерации. Досрочный прием документов по личному составу, то есть до истечения срока их временного хранения, осуществляется только при ликвидации организации.

     В целях приведения вышеназванного пункта Правил в соответствие с Федеральным законом от 22 октября 2004 г. № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации», Росархив подготовил соответствующий проект постановления Правительства Российской Федерации и направил его в феврале с.г. в Министерство культуры Российской Федерации. В настоящее время проект прошел согласование заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и направлен в Минюст России для проведения правовой экспертизы.

     Вместе с тем, следует отметить, что в последнее время проекты ряда нормативных правовых актов, затрагивающих вопросы архивного дела, поступают на заключение в Росархив.

     Так, например, в марте с.г. Росархив рассмотрел проект постановления Правительства Российской Федерации «О порядке представления сведений о деятельности, связанной с оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ, и регистрации операций, связанных с их оборотом» и представил по нему свои замечания и предложения в части правил ведения и хранения специальных журналов регистрации операций, связанных с оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных вещество, а также порядка передачи их на хранение в архивы в случае ликвидации юридических лиц и в случае прекращения деятельности индивидуальных предпринимателей.

     В настоящее время Росархивом совместно с Минкультуры России, Минэкономразвития России и Росстатом дорабатывается проект постановления Правительства Российской Федерации «О порядке хранения переписных листов и иных документов Всероссийской переписи населения 2010 года».

     Что касается деятельности Росархива в части подготовки проектов нормативных правовых актов и методических документов, то, понимая необходимость продолжения работы по обновлению основополагающих нормативных и методических документов по различным направлениям деятельности архивных учреждений, в частности, в области комплектования архивов и организации работы с источниками комплектования архивов, в план НИР ВНИИДАД на 2010 год с переходом на 2011 год включена разработка таких документов как:

  • «Правила работы с научно-технической документацией в архивах организаций Российской Федерации»;

  • методические рекомендации «Определение организаций - источников комплектования государственных и муниципальных архивов».

     Понимая актуальность разработки данных рекомендаций, Росархив совместно с ВНИИДАД подготовил и направил председателям всех научно-методических советов федеральных округов письма с просьбой организовать заполнение прилагаемой Анкеты-вопросника уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области архивного дела, входящими в состав архивных учреждений соответствующего федерального округа с целью выявления проблем, возникающих при формировании списков источников комплектования государственных и муниципальных архивов, требующих правового и методического обеспечения.

     В этом году планируется завершить разработки:

  • «Правил работы архивов организаций» (рабочее название);

  • «Методические рекомендации по разработке отраслевых (ведомственных) перечней документов» (рабочее название). 

     Как известно, назрела настоятельная потребность в активизации разработки федеральными органами государственной власти современных перечней документов, образующихся в процессе их деятельности, а также в процессе деятельности подведомственных им организаций, с указанием сроков их хранения. Современные реалии требуют выработки новых подходов к их разработке с акцентом на отраслевой состав документации, поскольку в федеральных органах исполнительной власти образуется значительный комплекс типовых управленческих архивных документов уже нашедших отражение в Перечне типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения, утвержденного приказом Минкультуры России от 26 марта 2010 г. № 147, находящимся в настоящее время на государственной регистрации в Минюсте России.

     Думается, что такие крупные отраслевые системы как здравоохранение, образование, культура и другие, должны иметь такие отраслевые перечни документов, которые распространялись бы не только на организации, подчиненные министерствам, осуществляющие нормативно-правовое регулирование в этих отраслях, но и на негосударственные организации, осуществляющие свою деятельность в этих сферах. Полагаем, что методические рекомендации ВНИИДАД станут действенным инструментом для федеральных органов исполнительной власти при разработке ими соответствующих перечней, и позволят активизировать их работу в этом направлении.

     Проблемы комплектования государственных и муниципальных архивов лежат не только в плоскости совершенствования архивного и смежного законодательства, обновления нормативного и методического обеспечения деятельности архивов в этом направлении. Многое зависит от состояния ведомственного хранения документов и материально-технического, финансового и кадрового обеспечения деятельности государственных и муниципальных архивов. Каковы же основные статистические показатели состояния ведомственного хранения документов по данным последней паспортизации и каковы тенденции.

     Наметилась устойчивая тенденция к сокращению источников комплектования государственных и муниципальных архивов.

     По сравнению с данными предыдущей паспортизации количество источников комплектования государственных и муниципальных архивов в целом по Российской Федерации сократилось на 3 512 организаций или на 3%, причем сокращение произошло как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

     Сокращение количества источников комплектования государственных и муниципальных архивов произошло в целом и по Уральскому федеральному округу. Наибольшее сокращение источников комплектования произошло в Свердловской области (на 93 или 3%), в Тюменской области (на 48 или 3,6%). Несколько увеличился количественный состав организаций - источников комплектования лишь в Челябинской области (на 13) и в Ямало-Ненецком АО (на 18).

     Сократилось и количество источников комплектования научно-технической документацией с 3 871 до 3 580 организаций или на 12%. Сокращение произошло как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Российской Федерации. В Уральском федеральном округе общее количество организаций - источников комплектования научно-технической документаций также уменьшилось с 231 в 2006 г. до 213 в 2009 г., т.е. на 7% Наибольшее сокращение произошло в Ханты-Мансийском АО с 60 до 39 или на 35%. Вместе с тем, в Свердловской области их количество значительно увеличилось (с 34 до 55 или на 60%).

     По состоянию на 01.12.2009 в целом по Российской Федерации согласованными номенклатурами дел было обеспечено 84% организаций, инструкциями по делопроизводству 63% организаций.

     В Уральском федеральном округе эти показатели составляют соответственно 91% и 84%, что значительно выше (особенно по организациям, имеющим согласованные номенклатуры дел), чем общереспубликанские показатели, а также показатели по субъектам Российской Федерации.

     Обеспеченность архивов организаций помещениями и штатными работниками в целом по Российской Федерации составили соответственно 39% и 9,6%. В Уральском федеральном округе эти показатели равны соответственно 40% и 12,6%. Процент организаций полностью подготовивших документы к передаче на постоянное хранение в целом по Российской Федерации остался на прежнем уровне и составил 60%. В Уральском федеральном округе этот показатель значительно выше и составляет 75,3%.

     По сравнению с 2006 г. объем дел постоянного хранения управленческой документации, находящейся на временном хранении в организациях в целом по Российской Федерации увеличился на 525 тыс. ед.хр. 3% и составил 16,8 млн. дел. Увеличился объем дел, находящихся на ведомственном хранении и в Уральском федеральном округе на 254,9 тыс. дел или на 27%.

     Объем ежегодного документообразования по состоянию на 01.12.2009 в целом по Российской Федерации составил 1 млн. 318 тыс. дел. По сравнению с 2006 г. он возрос на 202,4 тыс. дел или на 18%. Однако, учитывая, что количество организаций в списках источников комплектования государственных и муниципальных архивов значительно сократилось, то на основе математических расчетов можно сделать вывод о том, что в среднем в одной организации объем ежегодного документообразования реально увеличился на 23%.

     Увеличился объем ежегодного документообразования и в организациях - источниках комплектования государственных и муниципальных архивов субъектов Российской Федерации, входящих в Уральский федеральный округ с 7,8 тыс. дел в 2006 г. до 12,9 тыс. дел в 2009 г. или на 66%.

     Процент дел, подготовленных к передаче на постоянное хранение в целом по Российской Федерации по состоянию на 01.12.2009 равен 73%. Этот показатель можно считать стабильным, поскольку за последние 10 лет в целом по Российской Федерации он держится на уровне 71-73%.

     В организациях - источниках комплектования государственных и муниципальных архивов субъектов Российской Федерации, входящих в состав Уральского федерального округа этот показатель значительно выше и составляет 81%.

     Объем дел управленческой документации хранящейся в организациях сверх установленного срока, составляет – 4,2 млн. дел в целом по Российской Федерации. По сравнению с 2006 г. объем дел управленческой документации, хранящейся в организациях сверх установленного срока уменьшился на 436,4 тыс. дел, впервые за последние 20 лет.

     Так, например, уменьшился объем дел, хранящихся сверх установленного срока в организациях - источниках комплектования государственных и муниципальных архивов субъектов Российской Федерации, входящих в состав Уральского федерального округа с 199,6 тыс. дел в 2006 г. до 174,7 тыс. дел в 2009 г., т.е. на 25,4 тыс. дел или на 12,7%. Значительное уменьшение произошло в Свердловской и Челябинской областях, в то же время в Курганской области и Ямало-Ненецком автономном округе отмечается рост объемов дел, хранящихся сверх установленного срока.

     Существенным фактором, влияющим на систематическое комплектование государственных и муниципальных архивов документами Архивного фонда Российской Федерации, является осуществление внепланового приема документов по личному составу от организаций, ликвидированных в ходе банкротства, что привело к предельной загруженности значительной части региональных и многих муниципальных архивов.

     К сожалению, темпы строительства государственных и муниципальных архивов не отвечают растущим потребностям архивных учреждений. В целом по стране дефицит площадей архивохранилищ составляет около 120 тыс. кв. м.

     Ситуация усугубляется тем, что в ряде случаев в архивы документы от организаций, ликвидированных в ходе банкротства, поступают в неупорядоченном состоянии или некачественно подготовленными, в том числе по решению судебных органов. Хотелось бы обратить ваше внимание, что в случае разрешения конфликтных ситуаций с конкурсными управляющими в судебном порядке необходимо имеет в виду следующее:

  • уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области архивного дел, государственный или муниципальный архив (архивный отдел) еще до судебного заседания должен обладать исчерпывающей информацией о состоянии дел с упорядочением в ликвидируемой организации путем непосредственного его изучения. Результаты обследования должны быть оформлены соответствующей справкой;

  • аргументировать свою позицию в судебном заседании, опираясь на нормы архивного законодательства и реальное положение дел в ликвидируемой организации с подготовкой архивных документов на хранение в архивы;

  • следует иметь ввиду, что основными причинами отказа в приеме документов от ликвидированной организации могут служить: некачественная обработка дел (не систематизированы, не прошиты, не пронумерованы и т.д.); отсутствие описей дел; некачественное составление описей дел и справочного аппарата к ним, что должно быть подтверждено соответствующим решением ЭПК уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области архивного дела, или отрицательным заключением соответствующего архива в случае наделения его полномочиями по согласованию описей дел по личному составу.

     В условиях широкого внедрения информационно-коммуникационных технологий, проведения работ по формированию электронного правительства и электронного документооборота, особую остроту приобретают вопросы разработки государственной политики, государственного регулирования в этой сфере деятельности. Как известно, управление документационным обеспечением в стране осталось без федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственную политику в этом направлении. Раннее, частично, эту функцию выполнял Росархив. В настоящее время полномочия Росархива, определенные в Положении о нем, сводятся лишь к согласованию инструкций по делопроизводству федеральных органов исполнительной власти. Вместе с тем, Росархив принимает участие в разработке нормативных и методических документов в области ДОУ, организует проведение мониторинга состояния документационного обеспечения управления, внедрения электронного документооборота. Так, в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации были подготовлены Правила ведения делопроизводства федеральных органов исполнительной власти, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06.2009 № 477. Кроме этого, во исполнение вышеназванного постановления Правительства Российской Федерации, Росархив совместно с ВНИИДАД подготовил Методические рекомендации по разработке инструкций по делопроизводству в федеральных органах исполнительной власти, которые утверждены приказом Росархива от 23.12.2009 № 76.

     В настоящее время ВНИИДАД совместно с ФСО России приступает к разработке комплекса единых классификаторов информации, обрабатываемой в системе межведомственного электронного документооборота. Все это свидетельствует о том, что Росархив должен быть наделен соответствующими полномочиями в области документационного обеспечения управления.

     Вопросы создания электронных документов тесно связаны с проблемными вопросами организации их хранения в ведомствах и, особенно, в государственных и муниципальных архивах. В настоящее время проработка вопросов электронного документирования, форматов представления электронных документов, организация их хранения, комплектования, учета и использования в ведомственных, государственных и муниципальных архивах явно не достаточна. Для их решения требуется проведение многоаспектных работ по расширению и совершенствованию правового, научного, кадрового обеспечения.

     В заключении мне хотелось бы отметить, что, несмотря на имеющиеся проблемы в области комплектования, ежегодно государственные и муниципальные архивы принимают около 1,5 млн. дел постоянного срока хранения. Ведется постоянная работа по включению в списки источников комплектования новых органов и организаций, в большинстве регионов развиваются договорные отношения с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, с негосударственными организациями; учреждениям и организациям оказывается необходимая методическая и практическая помощь в разработке номенклатур дел, инструкций по делопроизводству, положений об экспертных комиссиях и архивах, в упорядочении дел; проводятся мероприятия по повышению квалификации работников архивных и делопроизводственных служб; большое внимание уделяется вопросам обеспечения сохранности документов по личному составу; проводятся комплексные и тематические проверки состояния делопроизводства и хранения документов и т.д.

     Думается, что меры, осуществляемые Росархивом во взаимодействии с уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области архивного дела по совершенствованию нормативного и методического обеспечения деятельности архивных учреждений в сочетании с практической деятельностью государственных и муниципальных архивов, позволят обеспечить качественное пополнение Архивного фонда Российской Федерации и обеспечить условия для его использования в интересах граждан, общества и государства.

     © Росархив 2009–2024.
     Условия использования материалов

     Дистрибутивы программ

     Поддержка сайта:
     support@archives.ru

        Журнал 'Вестник архивиста'   Международный совет архивов