Доклад директора ВНИИДАД М.В.Ларина на VI заседании Совета по архивному делу при Росархиве


Доклад директора ВНИИДАД М.В. Ларина
«О деятельности научно-методических советов архивных учреждений федеральных округов и их задачах на современном этапе»
Исполнилось 40 лет со дня создания зональных научно-методических советов (ЗНМС) архивных учреждений нашей страны. Уже можно говорить об их истории, которая становится предметом внимания со стороны исследователей. Вышли научные публикации, посвященные деятельности некоторых советов. Имеющиеся в Росархиве отчетные, информационные и плановые материалы дают возможность получить достаточно полное представление о становлении и развитии научно-методических советов. Поэтому считаю необходимым лишь обозначить некоторые важнейшие вехи истории (НМС).
Эти советы были образованы приказом Главархива СССР № 37 от 13 марта 1970 года. В то время архивистами на местах все более осознавалась общность стоящих перед ними задач не только в масштабах всей страны, но и на уровне конкретного региона. Необходимость совместных усилий для издания сборников документальных публикаций, решения вопросов комплектования, учета, использования архивных фондов, потребность в обмене опытом, в совместном обсуждении проблем организации и практики архивного дела требовала нахождения определенных форм координации работы.
Упомянутым приказом Главархива СССР предусматривалось создание ЗНМС под эгидой одного из архивных отделов (управлений) при Совете Министров автономной республики, край(обл)исполкоме на правах совещательного органа для координации научно-исследовательской деятельности архивных учреждений, входящих в зону деятельности совета, и совместной разработки ими актуальных проблем архивоведения и документоведения. Этим же документом были утверждены Типовое положение о ЗНМС, перечень их базовых архивных органов с указанием входящих в зону их деятельности архивных учреждений.
В РСФСР было образовано 9 зональных научно-методических советов – в соответствии с принятым в то время экономико-географическим районированием. Их заседания стали проводиться ежегодно (иногда и два раза в год), а всего за 40 лет прошло уже около 400 заседаний этих советов и около 300 конференций, совещаний, семинаров и других мероприятий на их базе.
Создание ЗНМС способствовало более широкому и системному подходу к формированию нормативно-методической базы архивного дела. При этом формировалась и нормативно-методическая база деятельности самих научно-методических советов. С учетом изменений, происходивших в жизни страны, новых задач, встававших в разное время перед архивной отраслью, а также с учетом практики работы ЗНМС типовые положения о них неоднократно пересматривались. Это было сделано в 1974, 1986, 1995 и 2003 годах. Каждый раз уточнялись основные направления, цели, функции и формы деятельности ЗНМС. Типовые положения неизменно предусматривали, что работа советов проводится в контакте с научными учреждениями, учебными заведениями и общественными организациями.
С первых лет работы НМС вошло в практику заслушивание на их заседаниях информации руководителей архивных органов о проведении ими научно-методической работы. Был налажен порядок информирования ЗНМС о результатах тех или иных исследований, о перспективном планировании научно-методических разработок и взаимной их координации, расширялся обмен опытом. Значительно чаще стали проводиться межрегиональные научные конференции и семинары.
Шел поиск оптимальных форм организации работы советов. Можно напомнить, что одно время – с середины 70-х до середины 80-х годов – практиковалась специализация НМС по направлениям работы. В дальнейшем было решено от нее отказаться, что дало архивным работникам возможность проявлять больше самостоятельности в определении тематики научных разработок.
Значительно укрепило правовое положение ЗНМС Постановление Совета Министров РСФСР от 19 августа 1980 года № 394 «Об утверждении Положения о Главном архивном управлении при Совете Министров РСФСР и сети центральных государственных архивов». В этом документе Главархиву поручалась организация и координация деятельности зональных научно-методических советов. В дальнейшем во всех нормативных документах, определявших статус органов управления архивным делом, в том числе и в ныне действующем Положении о Федеральном архивном агентстве (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июня 2004 года № 290), координация деятельности научно-методических советов неизменно указывалась среди задач, которые возлагались на эти органы.
Изменения в государственном устройстве и социально-экономическом укладе России в начале 90-х годов вызвали необходимость решения ряда новых для архивистов проблем и задач. Среди них – проблемы собственности на архивные документы, разграничение предметов ведения федеральных и местных архивов, установление новых источников комплектования архивов и т.д. Рекомендации, принятые в те годы НМС, в немалой степени способствовали разработке новых методик работы архивных учреждений региона с новыми органами государственного управления, с ликвидируемыми и новыми организациями различных форм собственности. Неоднократно обсуждались проблемы интеграции документов КПСС и ВЛКСМ в состав Архивного фонда России. Но во главу угла ставились вопросы сохранения и пополнения Архивного фонда России в новых условиях, состояния материально-технической базы архивных учреждений. Остро стояла задача недопущения утраты архивных документов, в том числе по личному составу, их безвозвратной потери. В целом она была за редким исключением выполнена, чему в значительной степени способствовали рекомендации ЗНМС по данному вопросу.
Научно-методические советы вносят заметный вклад в разработку федерального законодательства и законодательства субъектов Российской Федерации по вопросам архивного дела. На их заседаниях еще в 90-е годы обсуждались проекты «Основ законодательства Российской Федерации об Архивном фонде Российской Федерации и архивах», законов субъектов Российской Федерации по вопросам архивного дела, а в дальнейшем – проект федерального закона «Об архивном деле в Российской Федерации» (2004 г.).
В начале 2000-х годов в связи с образованием федеральных округов в структуре научно-методических советов произошли изменения – их число было сокращено до семи в соответствии с числом имевшихся тогда федеральных округов, а сами советы получили нынешнее наименование – научно-методические советы архивных учреждений федеральных округов. При этом в решении коллегии Федеральной архивной службы от 29 октября 2001 года «Об укреплении взаимодействия архивных учреждений с органами власти в федеральных округах и изменениях в системе ЗНМС архивных учреждений Российской Федерации» было обращено внимание на необходимость взаимодействия советов с аппаратами полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах.
Как правило, территориальные рамки деятельности НМС совпадают с территориальными рамками федеральных округов, хотя в отдельных случаях допускаются и исключения. И, наверное, в связи с образованием Северо-Кавказского федерального округа имеет смысл все же подумать, стоит ли механически дробить НМС архивных учреждений Южного федерального округа. Есть серьезные основания считать, что архивистам северокавказских республик важно сохранять установившиеся связи с архивистами таких центров, как Ростов-на-Дону, Краснодар или Волгоград.
Сегодня внимание НМС сосредоточено, прежде всего, на научно-методических проблемах, решение которых необходимо архивам в контексте задач, определяемых интересами государства, гражданского общества, потребностями самой отрасли и решениями государственных органов, в частности, Росархива.
Научно-методическая работа в регионах проводится с целью получения углубленного знания по тем или иным вопросам архивного дела, а также с целью улучшения организации и совершенствования процессов работы архивных учреждений и их сотрудников. Такая работа проводится и в тех ситуациях, когда имеются типовые общероссийские инструкции, правила, методические указания и рекомендации, принятые Росархивом по соответствующему вопросу. Это делается для проверки правильности и применимости в конкретных условиях выводов, предложений и решений, содержащихся в упомянутых документах, для определения путей и способов рационального их внедрения, получения дополнительных данных, выявления особенностей их практического применения в условиях того или иного региона. Нормативные и методические разработки под грифом Росархива и ВНИИДАД подвергаются внимательному, обстоятельному и чаще всего чрезвычайно полезному критическому анализу.
Основными показателями оценки работы НМС являются актуальность и качество методических разработок. Их главным достоинством является выражение потребностей и отбор наиболее рациональных результатов практики. Прежде всего, следовало бы назвать среди них работы, в которых – если вести речь о конкретной тематике – рассматриваются проблемы создания комплекса номенклатур дел различных вновь образованных или скорректированных по функциям и процедурам деятельности различных структур административного местного (муниципального) звена, комитетов, управлений, фондов, в том числе дел по налоговому обложению бизнеса и граждан, административных образований, по земельной реформе, дел, связанных с функционированием органов социальной защиты населения, в том числе по защите крестьянства и фермерства, а также дел по исполнению обращений граждан при нарушении их законных прав.
Реализация рекомендаций НМС по работе с новыми организациями-источниками комплектования архивов, уточнению сроков хранения документов, установлению порядка формирования документальных фондов, созданию номенклатур дел для новых организаций административного звена и по ряду других вопросов во многом помогла организациям при определении их наиболее рациональной структуры и процедур выполнения их функций.
Научно-методические советы архивных учреждений в качестве совещательных органов в системе государственной архивной службы многое делают для проведения ее политики на региональном и межрегиональном уровнях. Они как бы представляют в регионах центральные органы управления архивным делом. В то же время государственные органы с помощью НМС могут получить более четкое представление о потребностях и наиболее актуальных задачах деятельности в области архивного дела на местах. Поэтому есть все основания считать НМС важным звеном в управленческой системе архивного дела. А горизонтальные связи архивных учреждений в границах региона способствуют повышению качества их работы, распространению того лучшего, что имеется в накопленном ими опыте.
За 40 лет деятельности научно-методических советов приобретен богатый опыт взаимодействия архивных учреждений. Он особенно важен в условиях, когда со стороны отдельных местных административных структур имеет место недооценка значения архивных учреждений в жизни страны. К сожалению, очень медленно приходит понимание всей их значимости и в системе социальных отношений, т.е. в реализации и защите законных прав граждан, и в процессе накопления и расширения знаний общества, и в деле сохранения исторического, духовного наследия.
Решение сложных и ответственных задач, стоящих перед архивными учреждениями на современном этапе, в условиях динамично изменяющейся системы экономики страны и соответственно системы управления, невозможно без повышения интенсивности и качества научно-методической работы, без применения в конкретных условиях уже полученных наработок. При этом важно постоянно видеть, каким образом ход общественных процессов в стране и в конкретном регионе, новые повороты в развитии архивной отрасли влияют на постановку приоритетных задач архивных учреждений и их работников, уметь своевременно довести эти задачи до архивистов и помочь им выработать пути их решения.
За прошедшие годы налажены вполне стабильные и плодотворные отношения как в самой архивной системе, так и с организациями академической и вузовской науки, обществом историков-архивистов, с другими организациями, в поле зрения которых находятся вопросы истории, культуры, общественной жизни, экономики и социальной сферы. Совместно организуются «круглые столы», конференции.
Научно-методическими советами немало сделано для популяризации своих разработок и предложений, которые очень часто оказываются полезными в практике работы государственных органов, общественных организаций, хозяйственных структур. Налажено эффективное взаимодействие с архивными учреждениями при внедрении нормативных документов и научно-методических разработок, рассмотренных и одобренных НМС.
Вопросы государственной поддержки архивного дела, совершенствования его организации часто обсуждаются на заседаниях НМС. Объектами их постоянного внимания являются и вопросы статуса архивных органов, структуры управления архивным делом, совершенствования всей системы государственных и муниципальных архивов.
Значительное место в деятельности НМС уделялось вопросам взаимодействия самих советов и территориальных архивных органов с центральными архивными органами – Главархивом СССР, Главархивом РСФСР, Роскомархивом и Росархивом. На первых порах отношение центральных структур к НМС характеризовалось сугубо директивным стилем руководства. При этом союзному и республиканскому органам управления архивным делом приходилось учитывать двойную подчиненность соответствующих структур на местах – центральным органам управления архивным делом и местным советским органам. Постепенно ситуация менялась. НМС получали все более широкие возможности для постановки и обсуждения проблем, реализации принятых решений, которые часто имели и имеют очень существенное значение для развития архивного дела в регионе.
Однако в настоящее время предоставленные Росархиву полномочия по координации деятельности НМС являются единственным легитимным средством если не осуществления руководства, то хотя бы влияния на состояние архивного дела в регионах. Курирование региональных архивных учреждений сотрудниками аппарата Росархива само по себе не может обеспечить надлежащее влияние федерального архивного органа на деятельность НМС. Видимо, есть необходимость иметь в аппарате Росархива хотя бы одно должностное лицо, которому было бы вменено в обязанность совместно с кураторами региональных архивных учреждений целенаправленно анализировать и обобщать опыт их работы и готовить для руководства Росархива предложения по обеспечению ее деятельной координации.
При этом важнейшими задачами НМС оставались и остаются проведение в жизнь единой государственной политики в области архивного дела с учетом конкретных особенностей регионов, содействие реализации нормативно-правовых актов органов государственной власти в повседневной практической деятельности архивных учреждений.
Научно-методические советы активно выходят на контакты с органами государственной власти и местного самоуправления, вносят обоснованные предложения с целью сохранения архивов и укрепления их материально-технической базы, обеспечения сохранности архивных материалов, совершенствования системы оплаты труда архивистов, по другим актуальным вопросам. Положительный опыт решения этих вопросов в субъектах Российской Федерации обсуждался на заседаниях НМС, где вырабатывались рекомендации по его использованию в других регионах.
Вопросы, встающие перед архивистами в связи с масштабными преобразованиями или ликвидацией организаций и предприятий – источников комплектования государственных и муниципальных архивов, также решаются при активном участии научно-методических советов. Благодаря их вниманию к этим вопросам, а также активным действиям органов управления архивным делом удалось, в основном, сохранить в ходе происходивших преобразований ценные архивные документы, являющиеся частью исторического наследия нашего общества.
В современных условиях задачами научно-методических советов по-прежнему являются поиск путей и форм усиления государственной поддержки архивного дела в субъектах Российской Федерации, содействие созданию условий для полноценного комплектования государственных, муниципальных архивов, обеспечения сохранности архивных документов. Немало они могут сделать и для развития нормативной правовой базы, обеспечивающей деятельность архивных учреждений и эффективное выполнение их функций. Неизменно актуальной является задача совершенствования методик архивных работ. Ее важность и значимость особенно возрастают в условиях, когда в архивное дело широко внедряются информационные технологии, которые во многом изменят и состав Архивного фонда России, и все процедуры и технологии комплектования архивов. Их применение внесет серьезные коррективы и в практику обеспечения сохранности архивных документов, а также их использования.
Больше внимания предстоит уделить вопросам отбора и приема на государственное хранение электронных документов. Предметом постоянной заботы призваны быть взаимоотношения архивных учреждений с организациями - собственниками документов. Важно способствовать созданию условий и стимулов для этих организаций с тем, чтобы их документы, являющиеся частью Архивного фонда Российской Федерации, вовремя и в полном объеме поступили в государственные и муниципальные архивы на постоянное хранение.
На протяжении уже достаточно длительного времени НМС плодотворно участвуют в подготовке планов научно-исследовательской работы организаций Федерального архивного агентства, способствуя эффективному использованию потенциала архивных учреждений регионов в интересах разработки актуальных научных проблем. Этим оказывается и немалая помощь в обеспечении взаимодействия федеральных архивов и архивов субъектов Российской Федерации.
Юбилей НМС дает повод еще раз оценить их важную роль в процессе развития организационных и методических основ архивного дела. Их деятельность во многом помогла сохранить единство этих основ в масштабе страны.
Целесообразно, чтобы и в дальнейшем укреплялись связи НМС с Росархивом, чтобы НМС и впредь участвовали в формировании планов НИР отрасли, внимательно и критически рассматривали проекты нормативных и методических разработок, которые выполняют Росархив и ВНИИДАД, чтобы расширялось участие НМС в общеотраслевых работах по совершенствованию архивного дела.