Информация об итогах выполнения отраслевого соглашения по организациям Федерального архивного агентства за 2006 год


1.ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Федеральное архивное агентство в 2006 году обеспечивало выполнение задач, поставленных в Программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006-2008 годы) и основных направлениях государственной политики в сфере культуры, определенных планом Минкультуры России. Кроме того, приоритетом Росархива являлось достижение целей и показателей в установленной сфере деятельности, которое осуществлялось посредством реализации федеральной целевой программы «Культура России (2006 – 2010 годы)» и шести бюджетных аналитических ведомственных программ, охватывающих все основные направления деятельности Росархива. Для архивных органов и учреждений субъектов Российской Федерации перечень ведомственных программ Росархива служил ориентиром для разработки собственных целевых программ.
В соответствии с Положением о Федеральном архивном агентстве, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июня 2004 года № 290, Росархив продолжал осуществлять оказание государственных услуг и управление федеральным имуществом в сфере архивного дела.
Предоставление информационных услуг и использование архивных документов сопровождалось дальнейшим увеличением числа пользователей архивной информацией.
В связи с обращением Аппарата Государственной Думы Российской Федерации Росархив, Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ), Российский государственный исторический архив (РГИА), Российский государственный архив кинофотодокументов (РГАКФД), архивные учреждения Санкт-Петербурга приняли активное участие в подготовке электронной энциклопедии «Государственная Дума в России: 1906 – 2006 гг. Стенограммы заседаний и другие документы», первого тома энциклопедии «Государственная Дума Российской империи. 1906 – 1917 гг.» и выставок, приуроченных к 100-летию Думы.
Продолжалась работа по исполнению запросов органов государственной власти и организаций по выявлению правоустанавливающих документов на недвижимость в Российской Федерации и за рубежом. Велась работа по предоставлению религиозным организациям различных сведений, в том числе планов земельных участков и строений, необходимых для проведения реставрационных работ. Выявлялись документы, подтверждающие даты основания населенных пунктов, высших учебных заведений.
Обеспечено выполнение Плана Межведомственной комиссии (МВК) по защите государственной тайны по рассекречиванию документов Правительства СССР и КПСС на 2006 год, а также рассмотрение обращений граждан, органов государственной власти и организаций по вопросам рассекречивания архивных документов. По инициативе Росархива МВК по защите государственной тайны в 2006 году рассекретила 2055 дел, 3414 документов и 414 комплектов документов Российского государственного архива новейшей истории (РГАНИ), Российского государственного архива социально-политической истории (РГАСПИ), ГАРФа.
В соответствии с решением МВК по защите государственной тайны совместно с ФСБ России проведена работа по сбору информации об объемах, местах, условиях хранения и использования архивных документов ликвидированных министерств и ведомств, не имеющих правопреемников.
В целях дальнейшей популяризации архивного дела в 2006 году в Выставочном зале федеральных архивов организовано 7 плановых и 1 внеплановая выставки, которые посетили более 11 тыс.человек. В рамках проведения года Армении в России РГАЛИ совместно с Политехническим музеем и армянскими архивистами в Москве и Ереване провели выставку «Диалог двух культур. Русско-армянские культурные связи в Х1Х – ХХ веках».
В соответствии с поручением Правительства Российской Федерации РГАНТД разместил на своем сайте историко-документальную выставку «Космос как судьба. К столетию С.П.Королева».
В Культурном центре Посольства России в Венгрии и в Венгерском культурном, научном и информационном центре в Москве демонстрировалась историко-документальная выставка «…Это была революция безысходности». 1956 г. в Венгрии в архивных документах», в подготовке которой приняли участие РГАНИ, Историко-документальный департамент МИД России и венгерские коллеги.
В соответствии со Сводным планом подготовки документальных публикаций и архивных справочников на 2006-2010 гг., Государственной программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006- 2010 гг.», договорами и соглашениями с архивными службами и научными центрами зарубежных стран подготовлены и изданы 9 сборников.
Продолжалась работа над серией сборников по истории оборонно-промышленного производства в СССР. Завершены подготовка первой части третьего тома «Становление оборонно-промышленного комплекса СССР. 1921-1932 гг.», работа над сборником «Власть и Церковь на защите Отечества. 1941 - 1945 гг.», подготовка которого велась в соответствии с Планом сотрудничества Росархива с Московской патриархией. При содействии и участии Архива Республики Словения подготовлен сборник документов «Русско - словенские отношения в документах. ХII в. - 1914 г.». Проведена подготовительная работа по сборнику «Голод в СССР. 1932 - 1933 гг.», основные работы по которому планируется осуществить в 2007 – 2008 гг. при участии архивных учреждений Украины и Белоруссии.
Организовывалось исполнение социально-правовых запросов граждан и организаций. Непосредственно Росархив в 2006 г. рассмотрел около 6 тыс. обращений и жалоб граждан, из них 1047 обращений российских граждан, связанных с обеспечением их законных прав и интересов (на 7 % превышает показатели 2005 г.) и 3152 запроса российских граждан, проживающих за рубежом, иностранных граждан и лиц без гражданства (на 50 % больше, чем в 2005 г.), а также 1708 обращений, поступивших по электронной почте. В федеральные архивы в 2006 г. поступило более 30,0 тыс. запросов социально-правового характера, большинство из которых выполнены в установленные сроки. Вместе с тем из-за нехватки кадров в федеральных государственных архивах около 20% всех запросов исполнялись с нарушением положенных сроков. В соответствии с рекомендациями Департамента массовых коммуникаций, культуры и образования Правительства Российской Федерации Росархив провел анализ ситуации с кадровым обеспечением участков работы, связанных с приемом граждан и исполнением социально-правовых запросов граждан в федеральных государственных архивах, результаты анализа представлены Минкультуры России.
Острой проблемой остается отношение Пенсионного фонда Российской Федерации к архивным справкам социально-правового характера, выдаваемым организациями, не являющимися правопреемниками ликвидированных учреждений. В ряде его территориальных отделений их отказываются признавать в качестве полноценного юридического документа и принимать от граждан, нуждающихся в социальной защите.
В целях совершенствования деятельности архивов по исполнению социально-правовых запросов Росархив подготовил и направил в архивные учреждения субъектов Российской Федерации «Рекомендации по использованию книг государственной регистрации актов гражданского состояния и метрических книг, переданных в государственные архивы».
Работа по организации обеспечения сохранности Архивного фонда Российской Федерации была сопряжена со значительными трудностями, обусловленными острым дефицитом площадей для хранения архивных документов. В связи с этим принимались меры по изысканию внутренних резервов для дополнительных площадей. Так, в архивном городке на ул. Б.Пироговская осуществлено переоборудование помещений общей площадью 626 кв.м, что позволило получить новые хранилища РГАЭ и ГАРФ; в т. ч. для размещения библиотеки Музея русской культуры из г. Сан-Франциско и приема наградной картотеки Администрации Президента Российской Федерации.
Осуществлена уникальная по масштабам и сложности работа по перемещению архивных фондов в объеме 7,2 млн.ед.хр. и имущества Российского государственного исторического архива в комплекс новых зданий в Санкт-Петербурге.
Особое внимание уделялось при переезде вопросам безопасности. В «старых» и «новых» зданиях архива было установлено более 350 камер видеонаблюдения. Организован автоматизированный учет дел при транспортировке грузов. Охрану объектов осуществляли сотрудники вневедомственной охраны МВД России. ГИБДД обеспечивала безопасность и оперативность движения специальных машин. По согласованию с Росстрахнадзором перевозимые грузы были застрахованы.
В течение 9 месяцев, на протяжении которых длилась перевозка, осуществлено более 1750 рейсов и перевезено более 190,0 тыс. ящиков с документами. По мере прибытия в новое здание архива дела сразу размещались на места их постоянного хранения в соответствии с ранее разработанной схемой и под строгим контролем архивных работников. Всего в транспортных работах было задействовано свыше 500 человек.
Приняты меры по улучшению физического состояния документов, в том числе осуществлена сложная и дорогостоящая реставрация уникальных и особо ценных документов, в числе которых грамота царя Федора Иоанновича (ГА РФ), приговор царевичу Алексею Петровичу (РГАДА), рисунки знамен, обмундирования, предметов вооружения и амуниции русской армии (РГВИА) и др.
Продолжалась работа по внедрению в деятельность государственных и муниципальных архивов централизованного государственного учета в автоматизированном режиме на базе отраслевого ПК «Архивный фонд».
Однако, несмотря на позитивные сдвиги, положение с безопасностью архивов и архивных фондов остается серьезным. Наблюдается значительный физический и моральный износ технических средств защиты и контроля за безопасностью фондов, инженерных коммуникаций архивных объектов.
Выявленные в течение года факты хищения архивных документов в РГАЛИ свидетельствуют как о растущем на них спросе на внутреннем и международном антикварно-букинистическом рынке, так и о недостатках в организации хранения документов.
В этих условиях Росархив организовал целевые проверки безопасности федеральных государственных архивов, результаты которых рассмотрены коллегией Росархива 29 марта 2006 г.
Кроме того, Росархив подготовил и направил в Минкультуры России ведомственную целевую программу «Укрепление пожарной безопасности федеральных государственных архивов (2007-2009 годы)» с общим объемом финансирования 97,7 млн. рублей, в том числе 70,2 млн. рублей – модернизация противопожарного оборудования. В рамках реализации программы планируется модернизировать в зданиях федеральных государственных архивов электросети на площади 17,4 тыс. кв.м, системы охранно-пожарной сигнализации и автоматики на площади 79,4 тыс. кв.м, оснастить федеральные архивы нормативным комплектом первичных средств пожаротушения и защитного снаряжения, а также первичными средствами хранения, обеспечивающими защиту архивных документов от огня и воды.
Большой проблемой остается прием и обеспечение сохранности документов по личному составу, образовавшихся в деятельности ликвидированных министерств и ведомств СССР, РСФСР и Российской Федерации. Особую остроту она приобрела после административной реформы 2004 г. Общий объем подобных дел составляет более 2 млн. ед. хр. Концентрация такого большого объема дел по личному составу в федеральных органах исполнительной власти привела к предельной загруженности ведомственных архивов и поставила под угрозу их дальнейшее комплектование профильными документами. Решить проблему мог бы Российский государственный архив документов по личному составу, создание которого постоянно откладывается в связи с нерешенностью вопроса о выделении для него помещений.
Согласованы 21 инструкция по делопроизводству федеральных органов исполнительной власти, в том числе Минэкономразвития России, МВД России, Минпромэнерго России, а также 13 положений. Оказывалась организационно-методическая помощь вновь образованным федеральным органам исполнительной власти по созданию архивных и экспертных служб.
Значительное внимание уделялось правовому, организационному, кадровому, научному и финансовому обеспечению архивной отрасли.
В течение года продолжались работы над проектом «Правил организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов в государственных и муниципальных архивах, музеях, библиотеках и организациях РАН».
Завершена работа по приведению учредительных документов подведомственных федеральных архивных учреждений в соответствие с действующим законодательством и Генеральным разрешением на открытие в органах Федерального казначейства лицевых счетов по учету средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности. Минфином России согласованы уставы ВНИИДАД и ОЭТО.
Регулярно проводились заседания коллегии Росархива, на которых рассматривались актуальные вопросы развития архивного дела и деятельности федеральных архивов.
Изменений в сети подведомственных Росархиву федеральных учреждений в 2006 г. не произошло. В то же время в регионах в рамках административной реформы постоянно происходят преобразования, в т. ч. связанные с ликвидацией самостоятельности органов управления архивным делом. Так, в 2006 г. Управление по делам архивов Министерства культуры, по делам национальностей, информационной политике и архивного дела Чувашской Республике преобразовано в Отдел архивов, Комитет по делам архивов Пермской области – в Агентство по делам архивов Пермского края, Архивное управление Курской области перестало быть Главным.
Общий объем финансирования Росархива в 2006 г. составил 1336,7 млн. рублей, в т.ч. по федеральной целевой программе "Культура России (2006 - 2010 годы)" инвестиции – 200,0 млн. руб., НИОКР – 10,0 млн. руб. и «прочие нужды» - 70,0 млн. руб., по федеральной целевой программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации (2006-2010 годы)» – 1400,0 тыс. руб.
Дополнительным источником финансирования архивов продолжали оставаться внебюджетные средства. По федеральным архивным учреждениям они увеличились по сравнению с предыдущим годом на 121,4% и составили 189,8 млн. руб. Полученные бюджетные и внебюджетные средства позволили обновить 11,1% основных средств федеральных архивов, перевыполнив запланированный годовой показатель.
В целях повышения возможностей ведомственной статистики для оперативного получения данных, необходимых для эффективного анализа, измерения и управления результатами работы архивных учреждений, специально созданной рабочей группой в 2006 г. разработана и внедрена новая форма планово-отчетной документации (приказ Росархива от 12.10.2006 № 59), которая адаптирована к потребностям бюджетирования, ориентированного на результаты.
Утвержден ведомственный план мероприятий Росархива по повышению результативности бюджетных расходов и качеству контроля за соблюдением бюджетного законодательства.
Несмотря на сохраняющуюся социальную напряженность в трудовых коллективах федеральных архивных учреждений, в целом деятельность Росархива и подведомственных ему учреждений обеспечила в основном выполнение плановых заданий и установленных показателей деятельности.
Важную роль в создании материально-технических и научно-методических предпосылок для планомерного наращивания темпов развития в среднесрочной перспективе играла подпрограмма «Архивы России 2006 – 2010 годы», в рамках этой программы выделены средства за счет федерального бюджета в объеме 2796,0 тыс. руб., средств бюджетов субъектов Российской Федерации – 10460,0 тыс. руб., внебюджетных источников – 38000,0 тыс. рублей.
В целом деятельность Росархива и подведомственных учреждений в отчетном году носила устойчивый характер, что, несмотря на все более усиливающуюся социальную напряженность в трудовых коллективах федеральных архивных учреждений, обеспечило в основном выполнение плановых заданий и установленных показателей деятельности.
Особое место в деятельности Росархива в истекшем году занимали вопросы выполнения Отраслевого соглашения по организациям Федерального архивного агентства на 2005-2007 годы, что позволило сохранить социальное партнерства с трудовыми коллективами архивных учреждений, несмотря на растущее недовольство работников федеральных архивов низким уровнем заработной платы.
В 2006 году Соглашение содействовало договорному регулированию социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений между работодателями и гражданскими служащими и работниками архивных органов и учреждений (п.1.3.Соглашения).
На основе Соглашения был подготовлен и подписан коллективный договор в аппарате Федерального архивного агентства (зарегистрирован в Комитете общественных связей г.Москвы № 2-620 от 25.04.2006). Выполнение коллективных договоров в организациях Федерального архивного агентства обсуждалось на общих собраниях работников. Так, на общем собрании работников РГАНИ было принято дополнение к коллективному договору с целью улучшения социальной помощи работникам при наличии внебюджетных средств в необходимом объеме.
Соглашение послужило основополагающим документом при разработке региональных отраслевых соглашений между архивными органами субъектов Российской Федерации и региональными организациями Профсоюза в Республиках Башкортостан, Татарстан, Саха (Якутия), Кировской, Курганской, Нижегородской, Омской, Тюменской областях и других, а также коллективных договоров в федеральных государственных архивах (гг.Москва, Санкт-Петербург, Самара, Красногорск Московской области), архивных органах и учреждениях субъектов Российской Федерации: Республиках Башкортостан, Марий Эл, Саха (Якутия), Приморском крае, Кировской, Костромской, Московской, Рязанской, Самарской, Сахалинской, Свердловской областях и других (п.1.3.Соглашения).
В истекшем году представители сторон в установленные сроки обменивались информацией о выполнении принятых обязательств (п.1.11.2.Соглашения), а также о решениях, затрагивающих трудовые, профессиональные и социально-экономические права и интересы гражданских служащих и работников организаций Росархива (п.1.11.3.Соглашения).
2.ТРУДОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ
Соблюдались пункты Соглашения о нормативно-правовом регулировании трудовых отношений между работодателями и гражданскими служащими и работниками организаций Росархива, режиме труда и отдыха, продолжительности рабочей недели и ежегодных основных и дополнительных оплачиваемых отпусков (пп.2.1.–2.5., 2.8.–2.12. Соглашения).
Во многих архивных учреждениях находит применение п.2.6.Соглашения, когда работодатели по просьбе отдельных работников устанавливают гибкие графики работы при условии обеспечения выполнения ими плановых заданий и должностных обязанностей.
В связи со вступлением в силу Указа Президента Российской Федерации от 31 декабря 2005 года № 1574 «О Реестре должностей федеральной государственной гражданской службы» приказом Росархива от 18 октября 2006 года № 184-лс (зарегистрирован в Минюсте России 17 ноября 2006 года № 8501) внесены изменения в приказ Росархива от 15 июля 2005 года № 136-лс «О ежегодных оплачиваемых отпусках и дополнительных оплачиваемых отпусках за выслугу лет и ненормированный служебный день», которые не отразились на продолжительности дополнительных отпусков государственных гражданских служащих Росархива за ненормированный служебный день (п.2.8.Соглашения).
В соответствии с действующим законодательством и пп.2.10., 2.11. Соглашения работникам предоставлялись ежегодные дополнительные отпуска за вредные условия труда и за ненормированный рабочий день.
Работодатели с учетом производственных и финансовых возможностей самостоятельно устанавливали дополнительные отпуска работающим. Порядок и условия предоставления этих отпусков определялись коллективными договорами (п.2.13. Соглашения). Во многих организациях Росархива, архивных органах и учреждениях субъектов Российской Федерации работникам предоставлялись оплачиваемые краткосрочные социальные отпуска для решения семейных вопросов: организации свадеб, похорон близких родственников, переезда на новое место жительства, выполнения сельскохозяйственных работ на приусадебных участках в весенне-осенний период; женщинам, имеющим детей младшего школьного возраста, предоставлялся дополнительный свободный день 1 сентября.
Графики отпусков гражданских служащих и работников утверждались работодателями по согласованию с выборными профсоюзными органами не позднее, чем за две недели до наступления календарного года (п.2.14.Соглашения).
В ряде организаций женщинам, имеющим детей школьного возраста, предоставлялся один оплачиваемый день в месяц по их письменному заявлению.
Работникам, совмещающим работу с учебой в образовательных учреждениях, устанавливался режим работы, обеспечивающий условия для регулярного посещения занятий, подготовки и сдачи экзаменов (п.2.17.1.Соглашения).
Во многих коллективах при аттестации гражданских служащих и работников в состав аттестационных комиссий включались представители выборных профсоюзных органов (п.2.18.Соглашения).
Большое внимание уделялось работе по обеспечению стабильности кадрового состава федеральных архивных учреждений, привлечению и сохранению квалифицированных кадров, повышению профессионализма работников.
Продолжалась работа по подготовке, переподготовке и повышению квалификации архивистов. В Отраслевом центре повышения квалификации по архивному делу и документационному обеспечению управлении (ОЦКП) Всероссийского научно-исследовательского института документоведения и архивного дела (ВНИИДАД) в 2006 году повысили квалификацию на семинарах различных видов и форм обучения 888 человек (из них 250 человек – на заочных годичных курсах). ВНИИДАД получил лицензию на ведение профессиональной переподготовки работников, имеющих высшее образование по непрофильным специальностям, и с 2007 года начал обучение по этой программе.
В опорных пунктах Отраслевого центра повышения квалификации на выездных краткосрочных курсах повышают квалификацию работники государственных и муниципальных архивов субъектов Российской Федерации.
Благодаря сотрудничеству Росархива и Историко-архивного института, федеральные архивы своевременно получают информацию о наборе в это учебное заведение на заочное отделение по специальности «историко-архивоведение» на бюджетную (бесплатную) и договорную формы обучения, о сроках и условиях приема. В результате ежегодно несколько работников федеральных архивов становятся студентами-заочниками Историко-архивного института.
С целью оказания помощи работникам архивных органов и учреждений в вопросах представления и награждения Почетной грамотой Министерства культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации и Российского профсоюза работников культуры ЦК Профсоюза обратился в Минкультуры России с предложением урегулировать этот вопрос. В результате рассмотрения принято решение учредить Почетную грамоту Министерства культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации, издан приказ Министерства от 20 июля 2006 года № 351.
Проводилось моральное поощрение особо отличившихся работников архивных учреждений, а также сотрудников организаций, активно содействовавших работе архивных учреждений. К государственным наградам Российской Федерации представлено 14 человек, 26 человек награждены Почетной грамотой Минкультуры России, 20 – нагрудным знаком Минкультуры России «За высокие достижения», Благодарность Минкультуры России объявлена 69 работникам, Почетной грамотой Росархива награждены 311 человек, объявлена Благодарность Руководителя Росархива 204 сотрудникам (п.2.19.Соглашения).
3.ОПЛАТА ТРУДА
2006 год отмечается некоторым повышением уровня социальной защищенности работников организаций Росархива.
В связи с вступлением в силу Указа Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 года № 763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих» увеличено денежное содержание федеральных государственных гражданских служащих Росархива с 1 августа 2006 года в среднем на 26 % (п.3.3.Соглашения).
Приказом Руководителя Росархива от 20 февраля 2006 года № 14 утверждено Положение о премировании и оказании материальной помощи государственным служащим центрального аппарата.
В соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации от 20 апреля 2006 года № 256, от 30 сентября 2006 года № 590 «О размере тарифной ставки (оклада) первого разряда и о межразрядных тарифных коэффициентах Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений» соответствующими приказами Росархива увеличено денежное содержание работников федеральных государственных учреждений со 2 мая 2006 года в 1,11 раз и с 1 октября 2006 года в 1,15 раз. Кроме того, выплачивались надбавки стимулирующего характера к должностному окладу – за сложность, напряженность в работе и высокие достижения в труде. Из внебюджетных средств выделялись денежные суммы на премирование и оказание материальной помощи (п.3.3.Соглашения).
Среднемесячная заработная плата работников архивов в 2006 году составила 6900 рублей, с учетом выплат за счет внебюджетных средств – 10713 рублей в месяц.
В 2006 году Росархив подготовил проект постановления Правительства Российской Федерации «О повышении должностных окладов работников федеральных государственных архивов», предложения по увеличению заработной платы архивистам были поддержаны Минкультуры России, в ведении которого находится Росархив, но Минфин России проект постановления не согласовал.
ЦК профсоюза работников государственных учреждений и общественного обслуживания Российской Федерации обратился в Правительство Российской Федерации с просьбой принять нормативный правовой акт о повышении должностных окладов работников федеральных государственных органов, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной государственной гражданской службы. По поручению Правительства Российской Федерации Минздравсоцразвития России подготовило проект постановления Правительства Российской Федерации «Об упорядочении оплаты труда работников, занимающих должности, не являющиеся должностями федеральной государственной гражданской службы», который проходил согласование с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти. Однако до настоящего времени постановление Правительства Российской Федерации по этому вопросу не принято, и повышения заработной платы работников федеральных государственных архивов и работников архивных органов и учреждений субъектов Российской Федерации в 2006 году не произошло.
Учитывая сложившееся положение, руководством Росархива по согласованию с Минфином России было принято решение о направлении средств федерального бюджета, предусмотренных в лимитах бюджетных обязательств в 2006 году на оплату работников федеральных государственных архивов, сверх установленного фонда оплаты труда на материальное стимулирование профессиональной служебной деятельности.
Выплата денежного содержания государственным служащим и заработной платы работникам производилась в полном объеме и в установленные коллективными договорами сроки, 2 раза в месяц, случаев задержек выплаты заработной платы не отмечалось (п.3.5.Соглашения); к сверхурочным работам сотрудники не привлекались.
Из-за низкой заработной платы прослеживается тенденция оттока трудоспособных и высококвалифицированных кадров в организации с более высокой оплатой труда (п.3.1.Соглашения).
4.СОДЕЙСТВИЕ ЗАНЯТОСТИ
Сохраняющаяся слабая социальная защищенность работников архивных учреждений не позволяет остановить процесс старения трудовых коллективов, особенно федеральных государственных архивов. Молодежь чаще поступает в Росархив во вспомогательные структурные подразделения. Из-за низкой заработной платы затруднено привлечение кадров с базовым историко-архивным образованием в профильные структурные подразделения.
Между Росархивом, федеральными архивными учреждениями, расположенными в Москве, и Историко-архивным институтом продолжается тесное сотрудничество, в частности, в области профессиональных проблем историко-архивоведения и документоведения, проведения практических занятий для студентов Историко-архивного института, но в то же время не удается наладить процесс пополнения кадров архивных учреждений молодыми специалистами - выпускниками Историко-архивного института. В Росархив за последние десять лет не поступило на работу ни одного выпускника Историко-архивного института, в федеральные архивы поступают 1-3 человека, и то не каждый год.
Оценочные расчеты штатной численности некоторых федеральных архивов, проведенные на основе методики Всероссийского научно-исследовательского института документоведения и архивного дела, свидетельствуют о необходимости увеличения численности работников федеральных архивных учреждений.
5. ОХРАНА ТРУДА И ЗДОРОВЬЯ
В федеральных государственных учреждениях Росархива в отчетном периоде работа в области охраны труда и здоровья проводилась в соответствии с действующими положениями об организации работы по охране труда.
В рамках реализации подпрограммы "Архивы России" проведены мероприятия по внедрению автоматизированных архивных технологий, функционируют локальные компьютерные сети в зданиях архивов, и продолжалось оснащение федеральных архивов и архивных учреждений компьютерной техникой.
В шести федеральных архивах введены должности инженера по охране труда, в других – обязанности инженера по охране труда выполняют специалисты, прошедшие специальное обучение по охране труда, что предусматривается в должностных инструкциях.
В 2006 году случаев профзаболеваемости не было. Работники обеспечены средствами индивидуальной защиты.
В Государственном архиве Российской Федерации (ГАРФ), Российском государственном военном архиве (РГВА), Российском государственном архиве экономики (РГАЭ) проведен первый этап аттестации рабочих мест по условиям труда (всего аттестовано 58 рабочих мест). В Российском государственном историческом архиве Дальнего Востока (РГИА ДВ) на реализацию 10 мероприятий по улучшению условий труда выделено 245,846 тыс. руб., в т.ч. на аттестацию рабочих мест. Автономная некоммерческая организация «Дальневосточный региональный центр охраны труда» провела аттестацию рабочих мест с выдачей сертификата по организации работ по охране труда.
В Российском государственном архиве кинофотодокументов проведен медицинский осмотр работников.
Все федеральные государственные архивы имеют техническую возможность для работы с Российской информационной системой охраны труда (РИСОТ).
В 2006 году завершено строительство здания Российского государственного архива Военно-Морского Флота в г.Санкт-Петербурге.
Смонтирована современная система охранно-пожарной сигнализации в ЦХСФ, завершена модернизация охранной сигнализации в РГАКФД. Проведены работы по замене устаревших радиоизотопных извещателей дыма и установке современных датчиков системы пожарной сигнализации в архивном городке по ул. Пироговская, РГВИА и в филиале РГАНТД. В части усиления технической укрепленности в архивохранилищах РГАКФД, РГВА, филиала РГАНТД смонтированы двери повышенной защиты, осуществлен комплекс мероприятий по укреплению ограждения территории РГАКФД. Практически во всех федеральных архивах проводилась модернизация систем жизнеобеспечения зданий. В рамках программных средств в помещениях РГАДА смонтированы два малогрузных подъемника. Закуплено высокотехнологичное оборудование для проведения переплетных работ (РГАНТД), сканирования (РГВА, РГАСПИ). Для нужд РГАКФД приобретен комплекс оборудования для проведения консервационно-профилактической и реставрационной обработки фонодокументов.
Вместе с тем, не в полном объеме проводятся обучение и инструктаж по охране труда должностных лиц и работников (п.5.1.Соглашения). Не во всех организациях разрабатываются мероприятия по обеспечению безопасных условий труда, назначаются ответственные за охрану труда, имеющие соответствующую подготовку (п.5.3.Соглашения). Тем не менее, в организациях, не имеющих специалиста по охране труда, внедряется практика заключения договоров со специалистами, оказывающими услуги в области охраны труда.
6.СОЦИАЛЬНЫЕ ЛЬГОТЫ, ГАРАНТИИ И КОМПЕНСАЦИИ
Работодатели совместно с выборными профсоюзными органами осуществляли в организациях Росархива персонифицированный учет и контроль за своевременным и обоснованным представлением в территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации полных сведений о застрахованных лицах (п.6.2.3.Соглашения).
Работодатели и выборные профсоюзные органы с учетом финансовых возможностей предусматривали в коллективных договорах разнообразные формы оказания социальной помощи работникам (п.6.3.Соглашения).
В Росархиве во исполнение Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» приказом Руководителя от 10 ноября 2006 года № 65 создана Жилищная комиссия Федерального архивного агентства и утверждено Положение о порядке постановки на учет федеральных государственных гражданских служащих, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Объем финансирования Росархива в 2006 году по федеральной целевой программе «Жилище (2002-2010 годы)» составил 3000,0 тыс. руб. К сожалению, реализовать выделенные средства по федеральной целевой программе «Жилище (2002-2010 годы)» в 2006 году не представилось возможным в связи с отсутствием постановления Правительства Российской Федерации «О порядке и условиях получения федеральными государственными гражданскими служащими единовременной субсидии на приобретение жилого помещения», которое предусмотрено Федеральным законом от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
Во многих организациях Росархива работникам производилась компенсация стоимости лекарственных препаратов и операций, предоставлялась дотация на питание и компенсировались расходы на транспортные услуги. Проводилась работа по обязательному медицинскому страхованию работников, проживающих в Московской области.
В РГИА ДВ за счет внебюджетных средств оказывалась единовременная материальная помощь работникам в связи со свадьбой, рождением ребенка, уходом на пенсию, юбилейными датами, а также оказывается помощь работникам, находящимся на заслуженном отдыхе, ушедшим на пенсию из РГИА ДВ. В Объединении по эксплуатации и техническому обслуживанию федеральных архивов (ОЭТО) работникам, проживающим в пригороде, оплачивается проезд до Москвы, в 2006 году выплачено около 100,0 тыс. рублей. Отремонтирован и оснащен необходимым оборудованием здравпункт в архивном городке, где два раза в неделю ведет прием врач-терапевт, постоянно дежурит медсестра.
7.ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРАВ И ГАРАНТИЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОФСОЮЗНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
Свои обязательства в отношении обеспечения прав и гарантий деятельности профсоюзных организаций работодатели выполняли.
Создавались материальные условия деятельности профсоюзных организаций. Выборным профсоюзным органам бесплатно предоставлялись оборудованные помещения для проведения профсоюзных мероприятий, транспортные средства и средства связи для осуществления деятельности профсоюзных организаций в интересах гражданских служащих и работников организаций Росархива (п.7.2.1.Соглашения).
Соблюдались гарантии трудовых прав гражданских служащих и работников организаций Росархива, входящих в состав выборных профсоюзных органов (п.7.3.Соглашения).
Сообщений от выборных профсоюзных органов о нарушении пунктов раздела со стороны работодателей в Росархив и ЦК Профсоюза не поступало.
8.ОБЯЗАТЕЛЬСТВА ЦЕНТРАЛЬНОГО И ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ КОМИТЕТОВ (СОВЕТОВ) ПРОФСОЮЗА
ЦК Профсоюза и региональные организации Профсоюза содействовали реализации Соглашения, региональных отраслевых соглашений, коллективных договоров, снижению социальной напряженности, повышению эффективности работы организаций Росархива (п.8.1.Соглашения).
По информации председателей региональных организаций Профсоюза и работодателей, наличие Соглашения способствует повышению производительности труда, укреплению трудовой дисциплины, совершенствованию оплаты труда, оздоровлению морально-психологического климата в коллективах. Повсеместно отмечалось, что в 2006 году коллективные и индивидуальные трудовые споры отсутствовали.
В отчетном периоде ЦК Профсоюза совместно с Росархивом продолжали развивать отношения социального партнерства, участвуя в решении социально-экономических вопросов работников отрасли; проводился обмен информацией, осуществлялось участие представителей сторон в мероприятиях, на которых обсуждались актуальные для жизни организаций Росархива вопросы (пп.8.4., 8.5.Соглашения).
Региональные организации Профсоюза оказывали методическую, организационную и правовую помощь выборным профсоюзным органам организаций Росархива, организовывали обучение профсоюзных кадров по всем направлениям профсоюзной деятельности и вопросам социально-трудового характера (п.8.7.Соглашения).
9.ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Информация, представленная в Росархив и ЦК Профсоюза, свидетельствует о том, что обязательства Соглашения, региональных отраслевых соглашений, коллективных договоров в 2006 году работодателями и выборными профсоюзными органами в основном выполнялись.
Контроль за выполнением обязательств осуществлялся представителями сторон, региональными, первичными организациями Профсоюза, работодателями (п.9.1.Соглашения).
Итоги выполнения Соглашения обсуждались на собраниях коллективов, заседаниях президиумов выборных профсоюзных органов.