Об утверждении Положения об организации в Федеральном архивном агентстве работы по сокращению дебиторской задолженности по расходам федерального бюджета


ПРИКАЗ
18 января 2019 г. |
№ 12 |
Об утверждении Положения
об организации в Федеральном архивном агентстве работы
по сокращению дебиторской задолженности
по расходам федерального бюджета
В целях реализации подпункта «а» пункта 1 перечня поручений Президента Российской Федерации от 18 августа 2015 г. № Пр-1659 по повышению эффективности использования бюджетных средств, пункта 2 поручения Правительства Российской Федерации от 6 октября 2015 г. № ИШ-П13-6973 п р и к а з ы в а ю:
-
Утвердить прилагаемое Положение об организации в Федеральном архивном агентстве работы по сокращению дебиторской задолженности по расходам федерального бюджета (далее – Положение).
-
Финансово-экономическому отделу (О.Р. Отводная) Управления государственной политики и нормативно-правового регулирования обеспечить координацию деятельности по исполнению Положения.
-
Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на статс-секретаря – заместителя руководителя Росархива О.В. Наумова.
Руководитель Росархива А.Н. Артизов
Утверждено
приказом Росархива
от 18.01.2019 г. № 12
Положение
об организации в Федеральном архивном агентстве
работы по сокращению дебиторской задолженности
по расходам федерального бюджета
-
Настоящее Положение об организации в Федеральном архивном агентстве работы по сокращению дебиторской задолженности по расходам федерального бюджета (далее – Положение) разработано в целях реализации подпункта «а» пункта 1 перечня поручений Президента Российской Федерации от 18 августа 2015 г. № Пр-1659 по повышению эффективности использования бюджетных средств, пункта 2 поручения Правительства Российской Федерации от 6 октября 2015 г. № ИШ-П13-6793 и устанавливает порядок организации работы Федерального архивного агентства и подведомственных ему федеральных казенных и федеральных бюджетных учреждений (далее – казенные учреждения, бюджетные учреждения соответственно) по сокращению дебиторской задолженности по расходам федерального бюджета.
-
Используемые в Положении понятия означают следующее:
-
контрагент – одна из сторон государственного контракта (договора), второй стороной которого является Росархив, казенное учреждение или бюджетное учреждение;
-
дебитор – контрагент, имеющий дебиторскую задолженность;
-
дебиторская задолженность – задолженность контрагентов перед Росархивом, казенным учреждением или бюджетным учреждением;
-
срочная дебиторская задолженность – задолженность контрагента, по которой не истек срок исполнения по договору;
-
просроченная дебиторская задолженность – не исполненное в установленный срок контрагентом обязательство о выплате денежных средств, в соответствии с законодательством Российской Федерации или государственным контрактом (договором), а также не исполненное в установленный срок обязательство контрагента, задолженность по которому возникла в соответствии с предварительно уплаченной контрагенту суммой (авансом) по государственному контракту (договору).
-
подразделение-исполнитель – подразделение Росархива, казенного учреждения, бюджетного учреждения, инициировавшее заключение договора либо отвечающее за осуществление расчетов с контрагентами в соответствии со своей компетенцией;
-
финансовое подразделение – подразделение Росархива, казенного учреждения, бюджетного учреждения, отвечающее за осуществление расчетов с контрагентами и составление бюджетной отчетности;
-
юридическое подразделение – подразделение Росархива, осуществляющее проведение правовой экспертизы документов и представление интересов Росархива в судах, органах прокуратуры и иных органах.
-
-
Подразделение-исполнитель в целях контроля за состоянием задолженности ведет реестр контрагентов, имеющих дебиторскую задолженность.
-
Финансовое подразделение ведет учет и инициирует проведение инвентаризации дебиторской задолженности, периодичность и порядок проведения которой отражены в разделе III Положения.
-
Ответственность за полноту и достоверность документов, подтверждающих исполнение обязательств контрагентом, несет подразделение- исполнитель.
-
Ответственность за своевременный и надлежащий учет исполнения обязательств, подтверждающих дебиторскую задолженность, несет финансовое подразделение.
-
При наличии у контрагента неисполненного обязательства о выплате денежных средств в пользу Росархива, казенного учреждения, бюджетного учреждения в соответствии с законодательством Российской Федерации или договором, срок образования задолженности по которому превышает 60 календарных дней, подразделение – исполнитель обязано отказывать в заключении (продлении) государственных контрактов (договоров) с этим контрагентом, за исключением случаев, когда неисполнение обязательства связано с обстоятельствами непреодолимой силы либо когда обязанность Росархива, казенного учреждения, бюджетного учреждения заключить государственный контракт (договор) предусмотрена законодательством Российской Федерации.
-
Казенные учреждения, бюджетные учреждения самостоятельно определяют порядок проведения досудебных мероприятий по взысканию дебиторской задолженности и организации работы по взысканию дебиторской задолженности в судебном порядке.
II. Мониторинг дебиторской задолженности
по расходам федерального бюджета -
Мониторинг дебиторской задолженности по расходам федерального бюджета (далее – Мониторинг) проводится в целях:
-
организации работы с дебиторской задолженностью;
-
выявления отклонений дебиторской задолженности на текущую дату от задолженности на начало отчетного периода;
-
выявления и анализа причин возникновения и увеличения дебиторской задолженности, в том числе долгосрочной и просроченной дебиторской задолженности, подтвержденной и неподтвержденной дебиторами;
-
своевременного принятия мер, направленных на недопущение увеличения дебиторской задолженности;
-
снижения рисков возникновения негативных последствий от наличия задолженности;
-
предотвращения потерь федерального бюджета от несвоевременного получения доходов.
-
-
В составе дебиторской задолженности при проведении Мониторинга учитываются:
10.1. Суммы задолженности материально ответственных лиц по возмещению ущерба в случаях наступления полной материальной ответственности, предусмотренных статьей 243 Трудового кодекса Российской Федерации;
10.2. Суммы задолженности по возмещению затрат федерального бюджета, понесенных Росархивом на целевое обучение гражданина Российской Федерации, в случаях и порядке, предусмотренных статьей 249 Трудового кодекса Российской Федерации, статьями 61 и 62 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»;
10.3. задолженности, образовавшиеся из государственных контрактов (договоров, включая контракты, заключенные по переданным полномочиям государственного заказчика в части реализации бюджетных инвестиций в объекты государственной собственности), в том числе:
10.3.1. денежных средств, внесенных в качестве обеспечения заявок, подлежащих возврату в федеральный бюджет, в случаях, предусмотренных пунктом 15 статьи 44 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;
10.3.2. в связи с авансированием государственных контрактов (договоров);
10.3.3. задолженности по исполнению обязательств по незавершенному строительству;
10.4. суммы задолженности по платежам в федеральный бюджет в результате применения мер гражданско-правовой и административной ответственности (в том числе штрафы, неустойки, пени, компенсации, средства, подлежащие взысканию по банковской гарантии или подлежащие удержанию, ранее предоставленные в качестве обеспечения исполнения государственного контракта в случае его неисполнения или ненадлежащего исполнения, средства, полученные в порядке возмещения вреда, причиненного Росархиву, казенным учреждениям, бюджетным учреждениям, возмещения убытков, возмещения ущерба при возникновении страховых случаев);
10.5. в отношении казенных учреждений и бюджетных учреждений, подведомственных Росархиву:
10.5.1. суммы задолженности по возврату в федеральный бюджет неиспользованных на 1 января финансового года остатков субсидий в случае отсутствия принятого Росархивом решения о наличии потребности направления этих средств на цели предоставления субсидии;
10.5.2. задолженности по исполнению обязательств по заключенным соглашениям (договорам) о предоставлении субсидий на иные цели бюджетным учреждениям;
10.5.3. задолженности по исполнению обязательств по заключенным соглашениям о передаче полномочий государственного заказчика при реализации бюджетных инвестиций в объекты государственной собственности;
10.5.4. суммы задолженности по возврату в федеральный бюджет субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении (в том числе на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной собственности).
-
Мониторинг проводится посредством инвентаризации, сбора информации о текущем состоянии задолженности, ее обобщения и анализа.
III. Инвентаризация дебиторской задолженности
по расходам федерального бюджета -
В целях обеспечения качественного и достоверного анализа информации о состоянии дебиторской задолженности по расходам федерального бюджета Росархивом, казенными учреждениями, бюджетными учреждениями как получателями бюджетных средств проводится инвентаризация дебиторской задолженности по расходам (далее – Инвентаризация).
-
Инвентаризация осуществляется Росархивом, казенными учреждениями, бюджетными учреждениями в порядке, ими установленном в рамках формирования своей учетной политики с учетом положений приказа Минфина России от 13.06.1995 № 49 «Об утверждении Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств» (в части норм действующего законодательства), применения первичных учетных документов, утвержденных приказом Минфина России от 30.03.2015 № 52н «Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению», а также положений Методических рекомендаций, направленных в совместном письме от 10.12.2015 Минфина России № 02-07-07/73609, Казначейства России № 07-04-05/02-848 «О направлении Методических рекомендаций по проведению главными распорядителями средств федерального бюджета инвентаризации дебиторской задолженности по расходам федерального бюджета, в том числе образовавшейся в связи с авансированием договоров (государственных контрактов), и по представлению информации о результатах указанной инвентаризации, с указанием причин образования дебиторской задолженности и мер по ее сокращению».
-
Инвентаризация проводится ежеквартально не позднее 10 рабочих дней до окончания соответствующего отчетного периода.
-
Результаты Инвентаризации отражаются в регистрах бюджетного учета в порядке, установленном приказом Минфина России от 6 декабря 2010 г. № 162н «Об утверждении Плана счетов бюджетного учета и Инструкции по его применению», в бюджетной отчетности – в порядке, установленном приказом Минфина России от 1 марта 2016 г. № 15н «Об утверждении дополнительных форм годовой и квартальной бюджетной отчетности об исполнении федерального бюджета и Инструкции о порядке их составления и представления».
IV. Досудебные мероприятия по взысканию дебиторской задолженности
-
Подразделение-исполнитель осуществляет контроль за полным и своевременным погашением контрагентом дебиторской задолженности.
-
В случае образования дебиторской задолженности в связи с неисполнением обязательства перед Росархивом контрагенту предъявляется претензия в порядке, предусмотренном государственным контрактом (договором) или настоящим Положением.
Предъявление контрагенту претензии не освобождает подразделение- исполнитель от осуществления таких направленных на погашение дебиторской задолженности мер, как направление писем, телеграмм, составление актов сверок и т.д.
-
Не позднее десяти рабочих дней с даты образования дебиторской задолженности подразделение-исполнитель передает на согласование в юридическое подразделение претензию, содержащую следующие данные:
-
наименование контрагента;
-
обстоятельства, являющиеся основанием для предъявления претензии, со ссылками на соответствующие статьи договора и нормативных правовых актов;
-
указание о предполагаемом способе исполнения обязательств;
-
расчет суммы требований по претензии и номер счета, на который должны быть перечислены денежные средства;
-
срок исполнения обязательств контрагентом и/или срок ответа на претензию, который не может превышать 30 дней с даты с даты получения должником претензии, если иной срок не предусмотрен договором или законодательством Российской Федерации;
-
информация о мерах, которые будут осуществлены в случае отклонения претензии (приостановка исполнения обязательств Росархивом, обращение в суд и т.д.);
-
дата и регистрационный номер претензии;
-
подпись уполномоченного лица.
К претензии прилагаются следующие документы:
-
копии документов, на основании которых возникла дебиторская задолженность, и документов, подтверждающих ее размер (договоры, акты передачи товарно-материальных ценностей, выполненных работ или оказанных услуг, акты сверок взаимных расчетов и т.д.);
-
реквизиты контрагента (наименование и местонахождение контрагента, банковские реквизиты, ИНН и иные реквизиты);
-
расчет суммы требований (основного долга и начисленных штрафных сумм);
-
копии писем по факту неисполнения или ненадлежащего исполнения контрагентом обязательства;
-
копии иных документов, имеющих отношение к неисполнению контрагентом обязательства.
-
-
Юридическое подразделение в течение пяти рабочих дней с даты получения от подразделения-исполнителя претензии, указанной в пункте 18 Положения, определяет правовые основания для предъявления претензии и при наличии таких оснований согласовывает направление претензии контрагенту.
Если основания для предъявления претензии отсутствуют, юридическое подразделение в письменной форме сообщает об этом подразделению-исполнителю.
-
Претензия направляется подразделением-исполнителем контрагенту заказным письмом (иным способом, позволяющим доказать факт направления претензии).
-
Подразделение-исполнитель осуществляет контроль за исполнением контрагентом требований, содержащихся в претензии, включающий в себя следующие мероприятия:
-
проверка полноты и соблюдения сроков исполнения требований, содержащихся в претензии;
-
информирование юридического подразделения в случае полного или частичного отказа контрагента от исполнения заявленных в претензии требований или непоступления ответа на претензию в указанный в ней срок.
-
-
В случае если контрагент не исполнил заявленные в претензии требования в указанный в претензии срок, дебиторская задолженность подлежит взысканию в судебном порядке.
-
Претензии должны предъявляться всем контрагентам без исключения, даже если направление претензий не предусмотрено условиями договора.
V. Организация работы по взысканию дебиторской задолженности
в судебном порядке -
Не позднее трех рабочих дней с даты получения полного (частичного) отказа контрагента от исполнения заявленных в претензии требований или непоступления ответа на претензию в указанный в ней срок подразделение- исполнитель оформляет докладную записку на имя руководителя Росархива о необходимости предъявления судебного иска, к которому прилагаются следующие документы:
-
копии документов, на основании которых возникла дебиторская задолженность, и документов, подтверждающих ее размер (договоры, акты, передачи товарно-материальных ценностей, выполненных работ или оказанных услуг, акты сверок взаимных расчетов и т.д.);
-
информация о результатах рассмотрения контрагентом претензии, включая копию претензии, или информация о том, что претензия не направлялась;
-
реквизиты контрагента (наименование и местонахождение контрагента, банковские реквизиты, ИНН и т.д.);
-
расчет суммы требований (основного долга и начисленных штрафных сумм);
-
копии писем по факту неисполнения или ненадлежащего исполнения контрагентом обязательства;
-
копии иных документов, имеющих отношение к неисполнению контрагентом обязательства.
По решению руководителя Росархива информация и документы для предъявления иска передаются в юридическое подразделение для подготовки искового заявления о взыскании задолженности в судебном порядке.
-
-
Юридическое подразделение организует работу по предъявлению иска в суд, в порядке и сроки, установленные законодательством Российской Федерации.
-
При отсутствии у юридического подразделения достаточной информации и документов для предъявления иска подразделение-исполнитель в течение трех рабочих дней обязано предоставить недостающие информацию и документы или сообщить об отсутствии таковых.
-
Подразделение-исполнитель обязано контролировать поступление от контрагентов платежей в счет погашения дебиторской задолженности, а также незамедлительно представлять в юридическое подразделение документы, имеющие отношение к взысканию дебиторской задолженности (переписка, акты сверки расчетов и т.д.).
В случае погашения контрагентом задолженности (полного или частичного), достижения договоренности об условиях мирового соглашения или иной договоренности о погашении долга подразделение-исполнитель незамедлительно информирует об этом юридическое подразделение с целью дальнейшей корректировки способов защиты интересов Росархива.
-
При рассмотрении искового заявления о взыскании дебиторской задолженности подразделение-исполнитель обязано оказывать юридическому подразделению помощь в подготовке документов, а при необходимости обеспечить присутствие на судебных заседаниях своих специалистов.
-
После вступления судебного акта в законную силу юридическое подразделение организует работу по предъявлению исполнительного листа в органы, осуществляющие исполнение судебных актов, и осуществляет контроль за их исполнением.
VI. Основания списания просроченной дебиторской задолженности
-
Списание дебиторской задолженности осуществляется в соответствии с приказом Министерства финансов Российской Федерации от 2 августа 2007 г. № 68н «Об утверждении порядка списания и восстановления в учете задолженности по денежным обязательствам перед федеральным бюджетом (Российской Федерацией)».
-
Дебиторская задолженность, списанная вследствие неплатежеспособности дебитора, отражается финансовым подразделением на забалансовом счете 04 «Задолженность неплатежеспособных дебиторов» в течение срока возможного возобновления согласно законодательству Российской Федерации процедуры взыскания задолженности, в том числе:
-
в случае изменения имущественного положения дебитора;
-
до поступления в указанный срок в погашение задолженности неплатежеспособного дебитора денежных средств;
-
до исполнения (прекращения) задолженности иным, не противоречащим законодательству Российской Федерации, способом.
VII. Предельно допустимый уровень просроченной дебиторской
задолженности по расходам федерального бюджета -
-
Предельно допустимый уровень просроченной дебиторской задолженности устанавливается в целях недопущения роста дебиторской задолженности.
-
Предельно допустимый уровень просроченной дебиторской задолженности устанавливается в размере не более 10 процентов от уровня дебиторской задолженности на отчетную дату.
VIII. Мероприятия, направленные на предупреждение образования
дебиторской задолженности -
Росархив, казенные учреждения, бюджетные учреждения при заключении государственных контрактов (договоров) предусматривают дополнительные требования об обязательности включения в условия государственных контрактов (договоров) обеспечительных мер, направленных на недопущение роста просроченной дебиторской задолженности (своевременного взыскания выплаченных авансов за счет обеспечений, предоставленных в соответствии с законодательством Российской Федерации).
-
В случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации, Росархивом, казенными учреждениями, бюджетными учреждениями не включаются условия об авансовом платеже при заключении государственных контрактов (договоров) для осуществления отдельных закупок товаров, работ и услуг.