Информация о состоявшемся Совете по архивному делу при Федеральном архивном агентстве, подготовленная редакцией журнала «Отечественные архивы»


Совет по архивному делу при Федеральном архивном агентстве состоялся 17 сентября в г. Анапе Краснодарского края в здании местного театра. В работе участвовали 253 руководителей и специалистов (174 из субъектов Российской Федерации, 16 – федеральных государственных архивов, 8 – Росархива, 46 – муниципальных архивов), а также представителей коммерческих, научных и общественных организаций, средств массовой информации. Пленарное заседание открыл руководитель Федерального архивного агентства А.Н. Артизов, который представил собравшимся новых членов Совета и руководителей уполномоченных органов исполнительной власти в области архивного дела ряда субъектов федерации. Архивистов приветствовал глава муниципального образования город-курорт Анапа С.П. Сергеев.
С основным докладом, посвященным выполнению Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», которым предусмотрено поэтапное повышение оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях до среднего значения заработной платы в соответствующем регионе, выступил руководитель Росархива А.Н. Артизов. Он подчеркнул, что повышение оплаты труда должно быть увязано с увеличением объемов и улучшением качества предоставляемых архивами государственных (муниципальных) услуг на основе подъема результативности их деятельности и повышения производительности труда, причем это относится к архивам всех уровней, вне зависимости от организационно-правовой формы (бюджетные, казенные или даже частные).
В федеральных архивах, где загруженность одного работника ощутимо ниже, чем в зарубежных, пути для повышения эффективности работы имеются. Это внедрение инноваций в архивное дело, большинство из которых связано с информационными технологиями; снижение ресурсных издержек, в первую очередь за счет обязательного применения при модернизации материально-технической базы прогрессивных инженерно-технологических, менее затратных по ресурсному обеспечению решений; недопустимость приобретения дорогостоящей техники, которая из-за различных причин (отсутствие подготовленных кадров для эксплуатации, недостаточный фронт работ) может простаивать. Докладчик призвал к экономии бюджетных средств при организации конкурсных торгов, приведя в пример экономию средств федерального бюджета в объеме около 41 млн руб. (их Росархив направил на реализацию ряда дополнительных работ и мероприятий), и подверг критике бесконкурсное заключение госконтрактов на сумму до 400 тыс. руб.
А.Н. Артизов проинформировал о законотворческих инициативах, в частности подготовке Росархивом законопроекта о внесении изменений в Федеральный закон «Об архивном деле в Российской Федерации», который удалось согласовать с Минтрудом и ПФР России. Предлагается установить 15-летний срок хранения для документов по личному составу, созданных после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица, за исключением документов по личному составу работников, трудившихся на тяжелых работах, с вредными, опасными и иными особыми условиями (срок хранения этих документов по-прежнему 75 лет). В организациях, выступающих в качестве источников комплектования государственных и муниципальных архивов, для документов по личному составу устанавливается также
Что касается законопроекта о наделении субъектов Российской Федерации полномочиями по хранению архивных документов территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и федеральных организаций, с соответствующим выделением субвенций из федерального бюджета, то время упущено и борьба за продвижение законопроекта при сокращении бюджета теряет смысл. Предстоит искать иные варианты решения проблемы хранения документов этих структур.
Говоря о привлечении средств из внебюджетных источников, докладчик сообщил, что на федеральном уровне и в ряде субъектов вопрос о компенсации зарабатываемых архивами средств решен положительно, и нацелил государственные архивы в условиях конкуренции на сохранение ведущих позиций на рынке архивных услуг, тем более что в Бюджетном послании Президента
В заключение А.Н. Артизов призвал не упустить реальный шанс поднять отечественное архивное дело на более высокий уровень.
Ряд сюжетов доклада конкретизировали представители Росархива и ВНИИ документоведения и архивного дела. Так, заместитель руководителя Росархива О.В. Наумов назвал некоторые результаты реализации ведомственной целевой и региональных программ информатизации, в том числе ведение единой системы автоматизированного учета документов АФ РФ, Государственного реестра уникальных документов АФ РФ, и очертил круг первоочередных задач: создание электронного научно-справочного аппарата хотя бы на уровне описи, а также возможностей для оперативного сканирования документов по запросам пользователей. Кроме того, предстоит совершенствовать методику обеспечения сохранности документов с учетом применения информационных технологий и готовиться к приему электронных документов из ведомств.
Начальник управления Росархива А.В. Юрасов проинформировал о работе по созданию Справочно-информационного центра федеральных государственных архивов для оказания услуг по исполнению социально-правовых запросов граждан, начиная от приема заявителя до выдачи ему требуемых архивных справок, архивных выписок, копий документов. Соответствующее решение принято коллегией Росархива в сентябре 2012 г., в 2015 г. центр откроется для граждан. Подобные запросы выполняются в семи федеральных архивах, из них четыре уже передали соответствующие БД для включения в единый информационный ресурс. Планируется взаимодействие и с архивами организаций. Информационный ресурс может расширяться за счет БД субъектов. Впоследствии возможно выполнение и других запросов. Повышению эффективности обслуживания пользователей способствует размещение на портале «Архивы России» двух баз данных: рассекреченных дел и документов федеральных государственных архивов (в ее основе 11 изданных сборников) и документов советской эпохи (пока это документы Политбюро
Директор ВНИИДАД М.В. Ларин отметил как заслугу Росархива сохранение отраслевого института, переживающего последние два года серьезную перестройку: сокращен штат, Отраслевой центр повышения квалификации переводится на самоокупаемость. Предстоит нарастить темпы повышения квалификации архивистов в субъектах, разработать систему показателей для оценки качества услуг, предоставляемых архивными учреждениями.
В прениях по докладу выступили семь человек. Руководитель Архивного агентства Сахалинской области А.И. Костанов подчеркнул важность мер по повышению оплаты труда работников архивных учреждений, независимо от их организационно-правовой формы. На Сахалине оба областных архива – бюджетные учреждения, распорядитель бюджетных средств – агентство. Фонд оплаты труда возрос на 44%; с февраля 2013 г. средняя зарплата – 31,5 тыс. руб., в 2017 г. она должна увеличиться до 60,4 тыс. руб. Доля внебюджетных средств составляет 3%. Новая система оплаты труда позволила отказаться от ряда доплат, например за напряженность. В целом материальная заинтересованность работников повысилась. На муниципальном уровне действуют 12 архивных отделов и шесть архивов (пять казенных, один бюджетный), но число казенных по мере улучшения экономики региона возрастет. В двух муниципальных образованиях выделены участки под строительство архивных зданий; в Холмске (там будет музейно-архивный центр) вопрос с источниками финансирования уже решен.
Начальник Управления государственной архивной службы Новосибирской области К.В. Захаров рассказал об успешно развивающемся проекте «Электронный архив», к которому подключены рабочие места и муниципальных архивов. Время на выполнение запросов по архивным документам существенно сокращено. К примеру, в результате оцифровки на уровне дел решений органов власти и внесения их в соответствующую БД на поиск уходит 15 минут вместо 1,5 часа, т.е. эффективность труда возросла в шесть раз. Но оцифровка 15% объемов (в госархиве свыше 2 млн ед. хр.) обойдется в 700 млн руб., тогда как по действующей программе информатизации предусмотрено 9 млн руб. К.В. Захаров сообщил также о проработке проекта создания архивно-логистического центра, где можно сосредоточить все архивы (государственный, городской, архив Управления ЗАГС), а для сохранения документов применять самые современные технологии.
Заместитель начальника Управления архивами Свердловской области С.С. Кичигина проинформировала о существенных различиях в размерах заработной платы в архивных учреждениях Уральского федерального округа. Так, максимальные показатели – в Ханты-Мансийском округе, минимальные – в Челябинской и Курганской областях. В этих же областях у архивов не будет собственной «дорожной карты» (их перспективы определены в ряду учреждений культуры). В Свердловской области «дорожная карта» архивных учреждений утверждена правительством 3 сентября. Предусмотрен не только ежегодный рост заработной платы (в 2018 г. – 48 тыс. руб., без учета индексирования), но и большая открытость в работе. Директора облгосархивов переводятся на контрактную систему, все отчеты будут публиковаться в Интернете и др. В муниципальных архивах повышение зарплаты проводится за счет областного (70%) и местных (30%) бюджетов.
Председатель Комитета по делам архивов при Правительстве Удмуртской Республики Н.В. Тойкина обратиласьк опыту подготовки «дорожных карт» в 12 субъектах Приволжского федерального округа (утверждены в семи из них). Как положительное она отметила наличие в «дорожных картах» учреждений трех общих показателей эффективности архивов (доля документов, находящихся в нормативных условиях; доля электронного НСА; число пользователей). Что касается зарплаты архивистов в пределах ПФО, то ее диапазон широк: примерно от 11 тыс. руб. в Мордовии и Чувашии, до 20–21 тыс. руб. в Башкортостане и Самарской области. В Мордовии и Чувашии запланирован рост штатной численности архивов. В целом майский указ – это не только гарантированное повышение заработной платы, но и открытие новых возможностей для роста объемов и улучшения качества оказываемых архивами государственных (муниципальных) услуг и выполняемых работ. Однако отсутствие в нем прямого указания на работников архивных учреждений, как и дефицит местных бюджетов, осложняют его реализацию, а отнесение работников архивных учреждений к сфере культуры может грозить утратой самостоятельности.
Председатель Комитета Ставропольского края по делам архивов Е.И. Долгова сообщила, что один из главных показателей эффективности оказания государственных (муниципальных) услуг в крае – удовлетворенность граждан их выполнением. Причем услуги архивов оцениваются в 92%, тогда как средний показатель по краю – 90%. Услуги можно получить через МФЦ. К 2018 г. доля граждан, получающих услуги в электронной форме, достигнет 70%. В августе этого года создан портал «Народный контроль», где собираются отзывы граждан. Комитет по делам архивов признан победителем проведенного правительством края конкурса по сокращению бюджетных средств (удалось существенно снизить коммунальные расходы). Сэкономленные средства пошли на стимулирование труда архивистов. В ряде регионов Северо-Кавказского федерального округа муниципальным архивам выделяются субвенции в процентном соотношении. Закономерно, что повышение зарплаты увязано с повышением качества услуг и работ.
Руководитель Архивного агентства Республики Коми В.В. Романович отметил, что здесь ведется мониторинг выполнения государственных услуг; установлена кратность оплаты труда руководителя архивного учреждения (3,5–3) и его заместителя (2,5–2). В пределах Западного федерального округа средняя зарплата также существенно варьируется: 10,9 тыс. руб. в Псковской области, 27,5 тыс. руб. – в Мурманской.
Начальник отдела по работе с архивами Департамента Смоленской области по культуре и туризму А.Н. Серый сообщил, что оба государственных архива области – казенные учреждения, на муниципальном уровне действуют 27 архивных отделов. Средняя зарплата архивиста на 1 июня 2013 г. составляет 11,9 тыс. руб. «Дорожная карта», разработанная соответствующим департаментом, предусматривает реальный рост оплаты труда. Однако низкий уровень зарплаты вспомогательного обслуживающего персонала (сантехник, вахтер и др. – 5205 руб.) препятствует качественной эксплуатации нового здания облгосархива.
Подводя итоги заседания, А.Н. Артизов еще раз призвал оцифровывать в первую очередь описи и наиболее используемые документы, не превращая это направление в бездумное освоение бюджетных средств. Что касается проекта создания архивно-логистического центра в Новосибирске, то он требует тщательной проработки, в том числе в плане использования такого центра для хранения документов территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и федеральных организаций в субъектах. Об этом задумываются и в Екатеринбурге. Анализ реализации майского Указа Президента Российской Федерации в части поднятия зарплаты до среднего уровня по субъекту показал неравенство в оплате труда работников федеральных государственных архивов, когда одна и та же работа оплачивается по-разному в зависимости от места нахождения архива: Москва, Московская область (Красногорск), Санкт-Петербург и др. Росархив будет устранять эту несправедливость, используя премиальный фонд, который выдается ежеквартально подведомственным архивам по результатам эффективности их работы. Но проблема пестроты зарплат остается и скорее всего встанет на общегосударственном уровне. В вопросах оплаты труда А.Н. Артизов призвал сохранять мудрость и обещал в их решении поддержку Росархива.
По итогам заседания принята резолюция.
Все мероприятия в рамках Совета по архивному делу при Федеральном архивном агентстве были подготовлены Управлением по делам архивов Краснодарского края и прошли на высоком организационном уровне, вызвав сердечную благодарность их участников.
Очередное заседание Совета состоится в 2014 г. в Санкт-Петербурге.
Т.И. Бондарева, главный редактор
журнала «Отечественные архивы»