Доклад Руководителя Федерального архивного агентства В.П. Козлова на Совете по архивному делу при Федеральном архивном агентстве (25-26 июня 2009 г., Новосибирск)


"Вопросы деятельности архивных учреждений в условиях экономического кризиса"
Очередное заседание Совета проходит в условиях глобального мирового кризиса. Стремительно ухудшившаяся ситуация в мировой экономике сказалась на экономическом развитии нашей страны. Спад производства ведет к закрытию многих предприятий, росту безработицы, ощущению тревоги и беспокойства у населения. В связи с этим Правительство РФ вынуждено идти на непопулярные меры - сокращение бюджета, переход на режим жесткой экономии. Принято решение об отказе от трехлетнего планирования и возврате к годовому .
Надежды на то, что кризис "достиг дна", объективными данными пока не подтверждаются. По данным Минэкономразвития России снижение ВВП в апреле по отношению к аналогичному периоду прошлого года составило 10,5%. За четыре месяца этого года показатель валового продукта снизился на 9,8%. Несмотря на прибавление в весе стоимости барреля нефти, положительное сальдо внешнеторгового баланса, по предварительным оценкам, снизилось почти в два раза.
При этом приходится констатировать, что мы находимся только в начале кризисного пути. Данные Минрегиона России показывают, что не все регионы спешат пересматривать свои бюджеты на текущий год. Между тем, по оценкам Минрегиона России только 11 из 83 субъектов РФ смогут выполнить текущие бюджетные обязательства.
Понятно, что финансово-экономический кризис не обошел стороной и архивную отрасль. В этой ситуации мы должны определить параметры нашей дальнейшей жизни и ответить на вопрос, что делать архивам в складывающихся условиях, как решать основные проблемы.
Прежде всего, перед архивным сообществом России стоит важнейшая задача минимизации негативных последствий кризиса для отрасли. В зависимости от глубины и длительности кризиса могут быть реализованы три прогноза развития отрасли в этот период: оптимистический, прагматический и пессимистический. Оптимистический вариант нацелен на продолжение развития, прагматический - на сохранение достигнутых позиций докризисного периода, пессимистический связан с возвращением к стратегии выживания.
К сожалению, теперь, когда стали ясны масштабы кризиса, оптимистический вариант развития приходится признать весьма далеким от реальности. Хотя кризис не вечен, никто доподлинно не знает, когда он закончится и начнется подъем производства. По самым вдохновляющим прогнозам кризис продлится в лучшем случае до 2011 года. (Как уже известно, принятие государственного бюджета на будущий год перенесено на октябрь). И даже за сравнительно короткий период кризис может ослабить потенциал развития архивной отрасли, что и происходит сейчас.
Поэтому постараемся быть "оптимистическими прагматиками": у архивной отрасли есть определенные предпосылки обеспечить не просто выживание (у нас есть опыт выживания в 90-ых годах, и мы умеем выживать), но и сбережение достигнутого, а также постепенное эволюционное развитие отечественного архивного дела, что позволит нам обеспечить будущее архивов в 21 веке.
На чем основывается наш осторожный оптимизм?
Во-первых, за последние "тучные годы" многие архивы приобрели свою подушку безопасности - относительно развитую инфраструктуру. Практиковавшийся в последние годы программно-целевой метод управления архивным делом позволял не только решать основные острые проблемы обеспечения условий, необходимых для сохранности архивных документов, но и создал определенный задел, позволяющий пережить трудные времена. В тех субъектах РФ, где приняты законы о наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по хранению, комплектованию, учету и использованию архивных документов, относящихся к государственной собственности (а сегодня это уже 33 субъекта РФ), предусмотрены соответствующие субвенции из бюджетов субъектов федерации органам местного самоуправления. Это стабильный, весомый дополнительный источник финансирования муниципальных архивов.
Во-вторых, у нас есть достижения в нормативной сфере. Прежде всего, это закон "Об архивном деле в Российской Федерации", современные "Правила организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда РФ….", законы субъектов РФ об архивном деле. В этой связи хочу напомнить, что, например, основного базового закона о культуре до сих пор нет. Хочу порадовать архивистов: только что подписано постановление Правительства РФ "Об утверждении Правил делопроизводства в федеральных органах исполнительной власти". Этот нормативный акт укрепляет позиции архивной службы, архивисты как бы возвращаются в делопроизводство, укрепляют там свое влияние, что, безусловно, положительно скажется на комплектовании и сохранности архивных документов.
В третьих, разрабатываются определенные антикризисные мероприятия, которые, будем надеяться, позволят нам пережить кризис с минимальными потерями.
В этой связи посмотрим, что сегодня делают руководители архивных органов в регионах по преодолению (смягчению последствий) кризиса?
На прошедшем в марте 2009 года в рамках научно-методического совета архивных учреждений Уральского федерального округа совещании руководителей архивных органов и учреждений "Реализация антикризисных и антикоррупционных мер в государственных архивных органах и учреждениях субъектов Российской Федерации" приняты решения, призванные сыграть мобилизующую роль в обеспечении совместных антикризисных действий архивов Урала.
(Надеюсь, А.А. Капустин сегодня в своем выступлении подробно о них расскажет).
По имеющейся информации, администрациями ряда субъектов Российской Федерации намечены антикризисные меры и разработаны соответствующие программы, планы, в том числе по обеспечению устойчивой деятельности архивных учреждений в условиях оптимизации бюджетных расходов. Конечно, эти планы могут меняться в зависимости от социально-экономической ситуации, как в стране, так и в конкретном регионе.
Суть этих мер - проведение антикризисной финансовой политики, обеспечивающей выполнение основных направлений развития архивного дела на основе сосредоточения расходов на приоритетных направлениях архивной работы и соблюдения жесткого режима экономии средств.
Для этого должны быть повышены эффективность использования бюджетных средств и управленческих решений, организационный уровень работы, перераспределены, в случае необходимости, должностные обязанности, повышены эффективность труда работников, сохранена социальная и психологическая стабильность в коллективах.
Самое главное - все мы должны учесть, что в условиях финансово-экономического кризиса возрастают масштаб и сложность задач, встающих перед архивными органами и архивами. На нас возлагается особая ответственность по контролю за сохранностью документов не только упраздняемых или преобразуемых органов государственной власти и учреждений, но и различных обанкротившихся и ликвидированных коммерческих организаций, а также по осуществлению межотраслевого руководства за организацией делопроизводства, упорядочения документов, экспертизе их ценности и передаче на постоянное хранение.
Между тем выполнению этой задачи мешает то обстоятельство, что в период наступления кризиса процесс негативных структурных изменений в области управления архивным делом набрал ускорение и приобрел практически обвальный характер.
С начала 2009 г. администрации Республики Хакасия, Амурской, Липецкой, Орловской, Мурманской и Пензенской областей уже осуществили или планируют ликвидацию самостоятельного уполномоченного органа исполнительной власти соответствующего региона в области архивного дела. В республиках Алтай и Бурятия, Курской и Новосибирской областях в результате реформирования структур исполнительных органов власти в последние годы снизился правовой статус архивного органа.
В республиках Коми и Тыва, Красноярском и Пермском краях, Астраханской и Иркутской областях по аналогии с федеральным уровнем архивные органы переименованы в агентства. При этом в Республике Тыва, Пермском крае и Иркутской области агентства стали подведомственны соответственно Министерству культуры, Министерству культуры и молодежной политики, Департаменту культуры и архивов. В Оренбургской области правовой статус Комитета по делам архивов, как органа исполнительной власти не изменился, но он перешел в ведение Министерства культуры, общественных и внешних связей Оренбургской области.
Аналогичная ситуация наблюдается и на муниципальном уровне, где происходящие процессы преобразования органов местного самоуправления зачастую сопровождаются снижением статуса местного архивного органа (вместо архивного отдела - архивный сектор администрации). В ряде случаев в структуре администраций остаются только отдельные специалисты по архивному делу.
Все это крайне отрицательно сказывается на управляемости отраслью, и, как следствие, на решении проблем сохранения и использования документов Архивного фонда Российской Федерации.
Во всем мире архивы были, есть и будут бюджетными учреждениями. Они не могут находиться на "вольном прокорме". Стоящие перед отечественным архивным делом проблемы нельзя решить без финансовой поддержки со стороны государства. Специфической особенностью функционирования архивного дела в отличие от ряда других отраслей социально-культурной сферы является преобладание бюджетного финансирования, объемы привлекаемых внебюджетных средств не могут в полной мере компенсировать расходы на содержание и, тем более, развитие государственных и муниципальных архивов. Например, доля бюджетного финансирования деятельности федеральных архивных учреждений в течение последних 5 лет являлась преобладающей и составляла не менее 80% от общего объема их финансирования. Такая же ситуация характерна для регионального и муниципального уровней.
Кризисные явления архивная отрасль ощущает, прежде всего, в сокращении финансирования. И самая большая опасность этого сокращения таится в бюджетах регионального и местного уровней. Экономический кризис особенно болезненно приходится по тем субъектам Федерации, которые ранее были донорами, где есть развитая промышленность, а ведущей является одна, как правило, экспортно ориентированная отрасль. Бюджетные доходы снизились в угледобывающих и металлургических регионах (Кемеровская, Челябинская области), "нефтяных" - Тюменской области, Республике Коми, Ханты - Мансийском автономном округе-Югре.
По имеющейся информации объемы сокращения бюджетных ассигнований на архивное дело в субъектах Российской Федерации в 2009 г., по отношению к утвержденному бюджету текущего года, составили от 0,001% до 54%. Как правило, большинство расходных статей, кроме зарплаты и коммунальных услуг, финансируются не в полном объеме. Наибольшему сокращению (более 30%) финансирование архивной отрасли подверглось в Ставропольском крае, Архангельской, Вологодской, Ивановской (54%), Иркутской, Челябинской (52%) областях. В то же время в ряде регионов сокращение пока еще незначительно (в Магаданской, Пензенской, Псковской, Самарской, Томской, Тюменской областях не достигает 5%). По областным целевым программам в ряде субъектов Федерации объемы выделения финансовых средств также снижены (Краснодарский край, Курская, Пензенская (на 61%), Смоленская, Тюменская области). Приостановлено финансирование ведомственной целевой программы "Документальное наследие Югры" в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре. Что касается выплат субвенций муниципальным образованиям на исполнение государственных полномочий в области архивного дела, то картина также неоднозначная: в одних регионах финансирование полномочий производятся ежемесячно в полном объеме (Удмуртская Республика, Самарская область) в других - сокращения незначительны (Республика Мордовия - 2,23%), в третьих - значительны (30% Вологодская область).
К сожалению, в некоторых регионах уменьшается и финансирование зарплат: в последнее время появилась информация о сокращении фонда оплаты труда (Республики Адыгея, Башкортостан). Поступила и нерадостная информация о сокращении численности работников госархивов в Омской области на 10%.
В условиях сокращения финансовых средств обозначился определенный круг вынужденных потерь - урезанных в условиях кризиса работ и услуг, оказываемых архивными учреждениями. Прежде всего, это публикационная деятельность (Республика Татарстан, Алтайский, Ставропольский края, Калининградская, Костромская, Ростовская, Томская области, и др.), реставрационные работы, ремонт документов (Республика Башкортостан, Ставропольский край, Ивановская, Курганская, Томская области, Еврейская автономная область и др.), создание страхового фонда (Республика Башкортостан), развитие научно-справочного аппарата, в том числе описание документов личного происхождения, создание путеводителей (Вологодская область); оказание научно-методической помощи организациям (Вологодская область) и т.д.
Серьезно пострадали такие направления, как модернизация материально-технической базы (Карачаево-Черкесская Республика, Иркутская, Ростовская области, Еврейская автономная область), приобретение компьютерной техники (Республика Бурятия, Алтайский край, Курганская, Саратовская области), перевод документов в электронный формат (Воронежская, Тюменская, Челябинская области). Отложено проектирование и строительство нового здания Центрального государственного архива Самарской области. Приостановлено финансирование работ по реконструкции и оснащению здания ЦГА Удмуртской Республики. На завершающем этапе остановилось строительство здания национального архива Республики Ингушетия в г. Магасе. Приостановлено проведение реконструкции выделенного областному архиву дополнительного здания в Ивановской области. Бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства, реконструкцию здания Государственного архива Курганской области со строительством здания архивохранилища сократились на 88 %. В связи с нехваткой средств на капитальный ремонт вновь выделенного помещения для Государственного архива документов по личному составу Иркутской области ограничен прием документов от ликвидированных организаций.
О сокращении строительства приходится говорить с особенным сожалением, поскольку, темпы строительства государственных и муниципальных архивов и раньше не отвечали растущим потребностям архивных учреждений. В целом по стране дефицит площадей архивохранилищ составляет около 120 тыс. кв. м. Из-за отсутствия необходимых площадей до настоящего времени не решен вопрос о создании Российского государственного архива по личному составу для обеспечения сохранности и использования документов по личному составу, созданных в деятельности ликвидированных министерств и ведомств СССР, РСФСР, Российской Федерации, и находящихся на хранении в ряде федеральных органов исполнительной власти. В настоящее время потребность в площадях федеральных архивов составляет не менее 50 тыс. кв. м.
Определенные барьеры, связанные с финансированием, возникли в организации и участии в проведении научно-методических мероприятий, в частности, научно-методических советов архивных учреждений федеральных округов (Ростовская область, Ханты-Мансийский автономный округ Югра).
Важнейшими в условиях кризиса становятся мероприятия по обеспечению сохранности документов, безопасности зданий и людей. Поэтому наибольшую тревогу вызывает возможность вынужденного сокращения объемов работ по обеспечению сохранности документов, проверке наличия и состояния дел, переплету и подшивке дел. "Урезания" таких направлений и видов работ следует всеми силами избегать.
Однако не везде так плохо. В республиках Ингушетия, Мордовия, Тыва, Кабардино-Балкарской Республике, Красноярском крае, Владимирской, Калужской, Ярославской областях финансирование архивных учреждений, по сравнению с утвержденными ранее бюджетами на 2009 г., не сокращалось. В республиках Адыгея, Мордовия, Удмуртия, Тыва, Кабардино-Балкарской Республике, Красноярском крае, Владимирской, Калужской, Магаданской, Новосибирской, Оренбургской, Ульяновской, Ярославской областях, Москве, Санкт-Петербурге запланированные государственными архивами работы и услуги проводятся в полном объеме. Эти данные в некоторой степени коррелируются с оценкой состояния региональных бюджетов по итогам первого квартала, проведенной Минрегионом России. Республики Калмыкия, Дагестан, Ингушетия, Тыва, Амурская, Калужская, Магаданская, Сахалинская области сумели показать рост производства в 1 квартале. При этом следует учесть, что в большинстве случаев многим из перечисленных субъектов оказывалась финансовая помощь из федерального бюджета, в частности, бюджет Республики Тыва более чем на 60% был сформирован за счет этой помощи.
На федеральном уровне с определенной долей осторожного оптимизма можно зафиксировать и отдельные положительные последствия кризиса для федеральных архивных учреждений. В частности, фиксируется некоторое улучшение кадровой ситуации в федеральных архивах, рабочие места в архивах стали более востребованными. В докризисный период укомплектованность кадрами федеральных архивов составляла 67 %. Теперь вакансии постепенно, хотя и медленно, заполняются.
Намечается тенденция снижения цен на работы и услуги, закупаемые архивами. Правда, воспользоваться даже более доступными ценами возможно только при наличии соответствующих финансовых средств.
Одновременно определенные опасения вызывают то, что в связи с сокращением бюджетных вливаний сокращаются и внебюджетные источники финансирования. Архивные учреждения все чаще и чаще сообщают об уменьшении объемов работ по упорядочению документов на платной основе в связи с отсутствием средств в организациях и невозможностью приобретения расходных материалов (Ставропольский край, Астраханская обл.), а также средств, поступающих от исполнения тематических и генеалогических запросов на договорной основе (Вологодская область). Между тем, привлекаемые архивными учреждениями внебюджетные средства имеют немаловажное значение для финансирования содержания архивов; эти средства направляются на укрепление их материально-технической базы, обеспечение основной деятельности, стимулирование работников. Данную ситуацию смягчает только то, что нам удалось добиться изменений в Федеральном законе от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", столь необходимых для работы архивистов. Согласно вступившему в силу 31 декабря 2008 г. Федеральному закону от 30 декабря 2008 г. № 296-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" "Конкурсный управляющий обязан: … передавать на хранение документы должника, подлежащие обязательному хранению в соответствии с федеральными законами. Порядок и условия передачи документов на хранение устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации".
Но, тем не менее, считаю необходимым подчеркнуть, что в этих условиях особое значение приобретает определение приоритетных направлений деятельности архивных учреждений, тех направлений, от которых мы не можем отказаться в любой кризисной ситуации, при любых финансовых издержках.
В качестве таковых Росархив рассматривает следующие.
Первое. Обеспечение безопасности Архивного фонда Российской Федерации - это поддержание в рабочем состоянии инженерно-технических коммуникаций архивных зданий, обеспечение их пожарной безопасности, соблюдение охранного режима. С этим согласно большинство архивных служб регионов, приславших нам свои предложения (Республика Марий Эл, Ставропольский, Хабаровский края, Магаданская, Вологодская, Курганская, Челябинская области и др.). Следует иметь в виду, что продолжающийся рост безработицы, ухудшение уровня жизни отдельных категорий граждан могут привести к возрастанию криминальных проявлений, что во много раз усиливают роль обеспечения безопасности архивных объектов, имущества и хранимых документов.
При этом, необходимость функционирования в режиме жестких финансовых ограничений вынуждает быть готовым к работе в режиме чрезвычайной ситуации. В каждом архиве должны быть разработаны и, при необходимости, актуализированы соответствующие инструкции (см. приказ Росархива от 28.03.2001 № 24 "О введении в действие "Примерной инструкции о порядке работы государственных архивов при чрезвычайных ситуациях").
Такой вид работы как проверка наличия и состояния фондов и сопутствующий ей розыск необнаруженных дел должны оставаться приоритетными для каждого архива.
В условиях сложного финансового положения в самом строгом экономическом обосновании нуждаются те виды работ по обеспечению сохранности документов, которые ранее повсеместно планировались и проводились, например, картонирование, замена деревянных стеллажей на металлические и др. Конечно, при наличии средств указанные виды работ могут проводиться, но, если приходится выбирать, например, между картонированием и приобретением нормативного комплекта огнетушителей, несомненно, должны быть приобретены огнетушители.
При наличии финансовых средств работы по реставрации и страховому копированию должны быть продолжены, но стратегической линией в их организации является дифференцированный подход к отбору документов для специальной обработки с учетом приоритетов их ценности и физического состояния.
В условиях нехватки финансовых и материальных средств особенно возрастает значение рациональной организации труда. От правильности определения приоритетов в работе, последовательности в их выполнении, координации деятельности структурных подразделений, контроля за качеством и объективной оценкой результатов в огромной степени зависит сохранность документов конкретного архива.
Второе. В связи с активизировавшимся в условиях кризиса процессом ликвидации предприятий, массовым высвобождением работников одним из приоритетных направлений деятельности архивов становится прием на хранение значительных документальных комплексов, в т.ч. по личному составу, а также оперативное их упорядочение. (Это направление также считают приоритетным многие региональные архивные службы в т.ч. Удмуртская Республика, Хабаровский край, Астраханская, Магаданская области, Оренбургская, Еврейская автономная область и др.).
В первую очередь необходимо осуществление приема архивных документов от ликвидируемых организаций, состоящих в списках источников комплектования государственных и муниципальных архивов, (в том числе ликвидированных в ходе банкротства). Особое внимание должно быть направлено на усиление контроля за обеспечением сохранности документов и их упорядочением в организациях-источниках комплектования государственных и муниципальных архивов.
Целесообразно разработать совместно с исполнительными органами государственной власти субъектов РФ и местного самоуправления антикризисные меры по сохранению документов по личному составу ликвидируемых организаций, не состоящих в списках источников комплектования государственных и муниципальных архивов.
Важно продолжать оказание методической и практической помощи организациям - источникам комплектования государственных и муниципальных архивов в организации работы архивных и делопроизводственных служб, в обеспечении сохранности документов, с учетом возможного сокращения штатной численности или реструктуризации этих служб.
В качестве антикризисной меры можно рассматривать и проведение мероприятий по повышению квалификации работников архивных и делопроизводственных служб организаций - источников комплектования, имея в виду, в первую очередь внедрение новых технологий в организацию работы.
В нынешних условиях важно и продолжение работы по заключению договоров (соглашений) о сотрудничестве с федеральными структурами, находящимся на территории субъекта РФ.
При сокращении бюджетного финансирования возможно временно приостановить все затратные формы инициативного документирования, приобретение архивных документов от организации и частных лиц за плату, разработку методических и иных пособий за исключением уже находящихся в стадии завершения.
Третье. В условиях оптимизации бюджетных ассигнований главным направлением работы в области использования архивных документов должно оставаться обеспечение социальной защищенности граждан посредством исполнения социально-правовых запросов, связанных с реализацией их конституционных прав. И это направление в качестве безусловного приоритета называет большинство уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области архивного дела (Республика Коми, Красноярский край, Кировская, Курская, Пензенская, Ульяновская, Челябинская области и др.).
По-прежнему актуальным остается информационное обеспечение органов государственной власти и местного самоуправления по вопросам их ведения, исполнение тематических запросов организаций, связанные с оформлением прав собственности на недвижимое имущество, поиском правоустанавливающих документов и документов, необходимых для непосредственной работы организации; обеспечение работы пользователей в читальных залах государственных и муниципальных архивов, обеспечение исполнения заказов пользователей по копированию архивных документов; рассмотрение обращений граждан и организаций по вопросам организации рассекречивания архивных документов; подготовка информационных мероприятий (выставки, сборники документов, конференции и др.) в соответствии с утвержденными главами правительств, губернаторами, мэрами городов программами, планами мероприятий, а также в соответствии с соглашениям с зарубежными партнерами; работа по реализации мероприятий по патриотическому воспитанию граждан РФ.
В случае необходимости архивные учреждения могут сократить или отменить запланированные по инициативе архива работы по подготовке документальных изданий, выставок, других информационных мероприятий.
Состав подготовляемых справочных изданий может быть пересмотрен за счет временного снятия из планов работ по подготовке справочников биографического характера, справочников по административно - территориальному делению, календарей памятных дат, хроник (в случае, если эти работы еще не начались или находятся на подготовительном этапе).
В то же время идти только по пути временных ограничений неконструктивно. Одновременно нужно форсировать основное направление будущего развития - информационные технологии, способствующие обеспечить обмен и доступ к информации на ином, более высоком, современном уровне, осуществить инновационный прорыв. Одним из реальных и малозатратных шагов в этом направлении является повсеместное внедрение ПК "Архивный фонд". Об этом сегодня состоится специальный разговор при обсуждении 2-ого вопроса повестки дня Совета.
Четвертое. Обращаем ваше внимание на то, что приоритетным направлением может быть и создание современных информационно-поисковых систем посредством оцифровки описей. Учитывая то, что в ряде субъектов Российской Федерации в рамках исполнения постановления Правительства РФ "О предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации" удалось добиться выделения бюджетных средств на подобные работы, целесообразно разрабатывать проекты по оцифровке архивных описей и добиваться включения их в региональные программы борьбы с безработицей.
Особенно актуальным в текущий период становится поиск и привлечение дополнительных источников финансирования, в том числе усилия по наращиванию поступлений средств от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности архивных учреждений. Это может быть достигнуто, в том числе за счет расширение перечня и увеличение объемов платных услуг; информирования населения, организаций об оказываемых платных услугах и т. д.
Вас, несомненно, волнует вопрос: чем федеральный центр может помочь региональным архивам - это один из самых ожидаемых вопросов на сегодняшнем заседании.
Анализ предложений архивных служб субъектов РФ о возможных мерах помощи показал, что основные ваши надежды связаны с возобновлением софинансирования архивных учреждений субъектов РФ в рамках ФЦП "Культура России (2006-2011 годы)". В связи с этим сообщаем следующую информацию. В рамках доработки действующей ФЦП и ее пролонгации на 2011 г. нам удалось добиться включения в программу софинансирования строительства зданий архивов в трех субъектах РФ - Новгородской, Калужской и Смоленской областях. В этих регионах областные архивы еще расположены в церковных зданиях, и вывод архивов оттуда, с передачей культовых зданий по назначению - для нас приоритет. Нами уже заключены соглашения с администрациями Новгородской и Калужской областей, и начато софинансирование строительства. В следующем году это будет сделано в отношении Смоленской области.
Сразу скажу и о том, что с просьбами о включении в действующую программу обратились руководство Ульяновской области и Республики Чувашия. Мы готовы поддержать эти просьбы и ставить вопрос перед вышестоящими инстанциями о дополнении ФЦП.
Теперь о будущей ФЦП. По данным Минкультуры России в начале 2010 г. предполагается начать разработку проекта новой федеральной целевой программы поддержки культуры на период 2012-2017 гг. Однако, при этом необходимо иметь в виду, что включение в нее объектов архивной инфраструктуры, находящихся в собственности субъектов РФ для софинансирования их строительства, возможно при наличии аналогичных утвержденных целевых программ, реализуемых за счет средств бюджета субъектов Российской Федерации; либо при наличии нормативного правового акта Правительства Российской Федерации или поручения Президента Российской Федерации, а также при наличии утвержденной и прошедшей государственную экспертизу проектно-сметной документации.
Ряд предложений субъектов РФ затрагивает нормативную деятельность. Предлагается ускорить принятие нормативного акта, предусматривающего передачу полномочий по комплектованию, хранению, учету и использованию документов Архивного фонда Российской Федерации и других документов, образовавшихся в процессе деятельности территориальных органов государственной власти, федеральных организаций, расположенных на территории субъектов Российской Федерации, органам государственной власти субъектов Российской Федерации. Речь идет о проекте федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об архивном деле в Российской Федерации" и ст. 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации". Понятно, что этот закон открывает дорогу для финансирования Российской Федерацией деятельности региональных архивных служб. Скажу откровенно: юридически проект Закона готов, на текст нет возражений у Минрегиона, Минэкономразвития, Минфина и Минюста. Но принятие Закона и его реализация потребуют дополнительных расходов федерального бюджета ориентировочно в размере около 100 млн. рублей в год. Минфин России в условиях дефицитного бюджета отказывается найти эти дополнительные средства. Будем продолжать работу в этом направлении.
Есть пожелание ускорить доработку и утверждение "Положения о порядке выполнения работ и оказания услуг на платной основе федеральными государственными учреждениями, подведомственными Росархиву" (Удмуртия, Ставропольский край). Как мы уже писали в письме руководителям уполномоченных органов исполнительной власти в области архивного дела и федеральных архивных учреждений, работа по дальнейшему согласованию и доработке подготовленного Росархивом проекта приостановлена до принятия постановления правительства Российской Федерации "Об упорядочении деятельности федеральных органов исполнительной власти, подведомственных им организаций по взиманию платы с граждан и организаций при исполнении государственных функций, предоставлении государственных услуг". Это постановление еще не принято. В этой ситуации Росархив планирует в текущем году принять временный правовой акт о порядке выполнения работ и оказания услуг на платной основе федеральными архивными учреждениями. Еще раз обращаем внимание, что цены на выполняемые архивными учреждениями работы и услуги устанавливаются ими самостоятельно, с учетом специфики каждого архива.
Многие предложения связаны с участием федерального центра в финансировании отдельных мероприятий, в частности, совместных издательских проектах, финансировании договорных работ по созданию БД и оцифровке документов и т.д. Среди пожеланий фигурируют и просьбы организовать централизованные закупки программного обеспечения для внедрения 4 версии программного комплекса "Архивный фонд", предоставить финансовые средства федерального бюджета для модернизации оборудования региональных архивов, приобретения оргтехники и т.д.
В условиях разделения полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами и разделения соответствующих бюджетов, такие расходы, если бы мы их осуществляли, будут признаны нецелевыми. В рамках реализации действующей ФЦП, как уже говорилось, мы можем выделять субсидии на развитие материально-технической базы региональных архивов, но только тех, которые официально включены в текст программы. Что же касается поддержки региональных проектов, не связанных с укреплением материально-технической базы и передачей имущества от Российской Федерации ее субъектам, то отдельные, имеющие общероссийское значение проекты регионов по подготовке к изданию сборников документов, реставрации уникальных документов и т.п. мы поддерживаем, и будем продолжать поддерживать. Только присылайте в Росархив обоснованные заявки.
В заключение, я надеюсь, другие выступающие дополнят и расширят прозвучавшие в докладе Росархива предложения, и вместе мы выработаем обоснованные пути развития отечественной архивной службы, которые позволят ей пережить трудные времена.