Справка о ходе выполнения Плана мероприятий по переходу федеральных органов исполнительной власти на безбумажный документооборот при организации внутренней деятельности, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 12.02.2011 №176-р


С П Р А В К А
о ходе выполнения Плана мероприятий по переходу федеральных органов исполнительной власти на безбумажный документооборот при организации внутренней деятельности, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 12 февраля 2011 г.№ 176-р
Во исполнение Плана мероприятий по переходу федеральных органов исполнительной власти на безбумажный документооборот при организации внутренней деятельности (далее – План), утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 12 февраля 2011 г.
В 2012 году федеральные органы исполнительной власти продолжали осуществлять работы по выполнению Плана мероприятий. Мониторинг перехода федеральных органов исполнительной власти на безбумажный документооборот, проведенный Росархивом и ВНИИДАД в текущем году, показал, что по состоянию на декабрь 2012 года 49 федеральных органов исполнительной власти разработали и утвердили планы по поэтапному переходу на безбумажный документооборот, 59 – утвердили перечни документов, создание, хранение и использование которых должно осуществляться в форме электронных документов, 49 – инструкции по делопроизводству и изменения к ним. Разработали и модернизировали СЭД 58 федеральных органов исполнительной власти, 40 – обеспечили должностных лиц средствами реализации электронной подписи, 28 – применяют в СЭД электронные подписи (простую, усиленную квалифицированную и усиленную неквалифицированную). Следует отметить, что сведения по мониторингу представили только 60 федеральных органов исполнительной власти. Общее количество внутренних документов, созданных и используемых в федеральных органах исполнительной власти исключительно в форме электронных документов, составило – 143 733. С использованием технологии сканирования в СЭД в 2011 году было включено 2 931 980 электронных образов документов, что составляет 26,33% от общего объема поступающих, отправляемых и внутренних документов на бумажном носителе (11 136 435 документов), что свидетельствует о достаточном развитии данной технологии.
По данным мониторинга полностью переход на безбумажный документооборот при организации внутренней деятельности осуществлен
Большинство федеральных органов исполнительной власти предполагают завершить перехода на безбумажный документооборот при организации внутренней деятельности в 2013 году.
Вместе с тем мониторинг перехода на безбумажный документооборот показывает, что в реализации данного процесса подавляющее большинство федеральных органов исполнительной власти по-прежнему испытывает трудности и проблемы организационного, финансового, нормативно-правового, технического и кадрового характера:
-
отсутствие федерального органа исполнительной власти, наделенного полномочиями по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в сфере документационного обеспечения управления и, как следствие этого, несогласованность решений по вопросам разработки и внедрения как систем электронного документооборота, так и организации работы с документами в целом;
-
отсутствие единых проектных, технологических и программных подходов по внедрению и модернизации систем электронного документооборота при наличии систем электронного документооборота, базирующихся на разнотипной программно-аппаратной платформе, что создает серьезные трудности при переходе к межведомственному информационному взаимодействию;
-
недостаточное нормативное обеспечение вопросов электронного документооборота, в том числе в части электронной подписи, как необходимого элемента идентификации, аутентификации (подтверждения подлинности) и целостности электронных документов, особенно для документов длительного и постоянного сроков хранения;
-
масштабное расширение участников электронного документооборота, требующее дополнительных финансовых и технических средств;
-
недостаточный уровень подготовки кадрового состава, задействованного в работе с системами электронного документооборота;
-
недостаточное развитие нормативной базы в области архивного хранения электронных документов в информационной системе и форматов их хранения, а также отсутствие регламентирующих документов по вопросам передачи электронных документов на постоянное хранение, их учета, описания, обеспечения сохранности и использования в интересах граждан, бизнеса и государства.
Перспективы дальнейшего перехода федеральных органов исполнительной власти на безбумажный документооборот, как представляется, зависят от способности реализовать комплексный, системный подход в решении вышеназванных проблем на общегосударственном уровне.
Отдел комплектования и документационного
обеспечения управления Росархива